Сценарий № 2364 | Дата: 02.02.2011, 03:15 |
---|
Урок – это тоже праздник
• Праздник в жизни ребенка не должен ограничиваться только внеклассными
мероприятиями. Для того чтобы школьная жизнь приносила ученикам радость, чувство удовлетворения от новых знаний и умений, которые они приобретают, каждый урок тоже должен проходить, как праздник. Здесь очень важно, чтобы школьник умел выражать свое эмоционально;оценочное отношение к действительности.
• На каждом уроке создать для детей праздник сложно, но именно такие уроки особенно ценны для школьников, ведь они развивают в ребенке воображение, творческие способности, учат преодолевать свои комплексы и недостатки.
• Учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, но он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства. Особенно удачно проходят праздники на уроках литературы и языка.
• Одним из средств выражения эмоционально;оценочного отношения может быть создание эмоциональной картины или рисунок в виде символов. Умение детей
думать, вызывать в своем воображении различные образы, символы неизбежно ведет к желанию выразить эти образы в словах, что раскрепощает ребенка и помогает ему находить нужные слова. Все это положительно сказывается на речи ученика, обогащая ее и добавляя ей выразительности. На уроках литературы широко используются такие задания, как создание иллюстраций к изучаемому произведению, создание кадроплана, афиши, журнала, литературного словаря и т.д. Все это способствует развитию коммуникативных качеств речи учащихся.
Приведем примеры конспектов уроков, которые проводятся в нетрадиционной форме.
Жанры речи. Поздравительная речь
Урок русского языка в 7 классе
Цели урока:
1)учить составлять поздравительную речь с учетом особенностей ее построения;
2)развивать коммуникативные качества речи;
3)воспитывать уважительное отношение к людям.
Ход урока
I. Оргомент.
–Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Чего вы ждете от урока?
Я надеюсь, что сегодня вы многому научитесь и уйдете с таким же хорошим настроением.
II. Изучение нового материала.
–Тема нашего урока – поздравительная речь. Ребята, вспомните, какие жанры речи мы недавно изучали? (Портретная характеристика, характеристика личности, самохарактеристика)
–А чем отличаются портретная характеристика и характеристика личности?
–Ребята, что такое поздравительная речь? Когда она произносится?
Учитель раздает оценочные листы, составленные им по разработанной форме. Лист раздается каждому ученику для того, чтобы он мог контролировать свою работу на уроке.
III. Усвоение знаний по данной теме.
Определение целей и задач урока:
–Для чего произносится поздравительная речь?
–Определить композиционную последовательность поздравительной речи.
–Научиться составлять поздравительную речь с учетом особенностей ее построения.
Этап 1. Значение и цель поздравительной речи
Задача: Посмотреть инсценировку и определить, для чего произносится поздравительная речь.
Инсценировка (готовится учениками):
Все уже сидели за праздничным столом, когда раздался резкий звонок и в комнату в сопровождении сестры вошел новый гость.
Он остановился у двери:
–Здрасьте! Я вот тут опоздал…
–Ничего;ничего,– успокоили его,– проходи, садись, пожалуйста.
Однако гость направился прямо к имениннице.
–Бери!– сказал он Насте и протянул коробку с шахматами.
Настя растерянно посмотрела на подарок и прошептала:
–Спасибо…
Вывод: Цель поздравительной речи – воодушевить, выразить доброе отношение, обратиться к чувствам, желаниям и мечтам человека.
–Теперь вы знаете, для чего произносится поздравительная речь. Сделайте отметку в оценочном листе.
Этап 2.Определение композиции поздравительной речи
Реализация индивидуального опережающего задания: чтение подготовленного поздравления одной из учениц (у которой сегодня день рождения).
Задача: Определить композиционную последовательность поздравительной речи.
Вывод:Поздравительная речь строится в такой последовательности:
1)Обращение к тому, кого поздравляют.
2)Характеристика повода для поздравления.
3)Характеристика поздравляемого.
4)Пожелания.
–Теперь вы знаете, как строить поздравительную речь. Сделайте отметку в оценочном листе
IV. Физкультминутка.
для большинства из вас День рождения – любимый праздник. Именно в этот день вам хочется, чтобы все мечты исполнились. Закройте глаза и вспомните свой день рождения, свою мечту. (Звучит тихая медленная музыка.)
Не так легко поймать мечту–
Мечта взмывает в высоту,
Как только руку протяну.
Летит, цепляясь за луну,
За звезды, за вершины гор…
Зовет из дома на простор.
Я день за днем всегда в пути.
Мечта моя – все впереди,
Стремится вдаль, меня зовет,
Остановиться не дает.
–Я желаю вам, чтобы все ваши мечты исполнились.
V. Формирование умений.
–А сейчас мы научимся составлять по частям поздравительную речь и объединять их в одно целое.
1)Обращение
–Ребята, какие знаки препинания надо ставить при обращении?
Задача: Придумать как можно больше обращений (по рядам):
–официальное к незнакомому или малознакомому лицу;
–вежливое к хорошо знакомому лицу;
–к близкому человеку.
Подумать, от чего зависит тон обращения.
Вывод: Тон обращения зависит от степени знакомства с поздравляемым.
2)Характеристика повода для поздравления.
На каждой парте лежит карточка с названием праздника.
Задача: Научиться подбирать определения для характеристики каждого праздника (работа в парах).
Вывод: Вы научились характеризовать повод для поздравления.
–Какие части речи преобладают в характеристике повода для поздравления?
–Давайте вспомним, как оформляются на письме названия праздников.
(С прописной буквы пишется первое слово: Новый год, Международный женский день; День Победы – каждое слово с большой буквы; если порядковое числительное обозначается цифрой, с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 1Мая, 8Марта.)
3)Характеристика поздравляемого.
Задача: Послушайте сообщение (заранее подготовленное одним из учеников) и подумайте, что является основой характеристики поздравляемого.
Сообщение: «Что такое комплимент?»
Вывод: Основой характеристики поздравляемого является комплимент.
–Ребята, запишите в конспект словарное слово комплимент.
Пользуясь словами для справок в упражнении452, подберите определения для характеристики поздравляемого. Сделайте отметку в оценочном листе.
4)Пожелания при поздравлении.
–Ребята, как вы думаете, что означает слово «поздравление»? Давайте разберем это слово по составу. Какой корень в этом слове? (Поздравление – пожелание здоровья)
Задача: послушать стихотворение и подумать, какими могут быть речевые формулы пожеланий.
Реализация индивидуального задания: Чтение наизусть стихотворения С.Я.Маршака.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути–
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
–Желаю вам, Пусть, Будьте всегда, Никогда не… Скажите, какие разряды имен существительных по значению преобладают в пожелании? Почему? (Абстрактные)
Мы рассмотрели все части поздравительной речи. Подумайте, насколько хорошо вы усвоили композицию поздравительной речи. Сделайте отметку в оценочном листе.
VI. Закрепление.
Ваша задача – самим составить поздравительную речь.
–Подумайте о том, с какой интонацией должна произноситься поздравительная речь.
Ученики выполняют задание на выбор:
1)Индивидуальные задания на карточках (ученику дается карточка с индивидуальным заданием): составить по три пожелания со словами огорчаться и веселиться.
2)Задание записано на доске:
Исправить речевые ошибки (стилистические и лексические нарушения).
Маме: Дорогая мамочка! Позволь пожелать тебе новых успехов!
Учителю: Уважаемый Иван Алексеевич! Успехов Вам! Счастья! Удачи!
Классу: Дорогие ребята! Поздравляю вас с окончанием учебного года! Желаю вам крепкого здоровья!
3)Напишите поздравительную речь маме к 8Марта, используя образы – счастливые приметы: золотой ключик, пять лепестков сирени, цветик;семицветик, синяя птица, найденная подкова, золотая рыбка, падающая звезда.
Проверка заданий:
Задание 1– учитель собирает тетради.
Задание 2– устное обсуждение.
Задание 3–1 ученик читает, 2;й его оценивает.
–Ребята, научились ли вы составлять поздра– вительную речь? Сделайте отметку в оценочном листе.
VII. Рефлексия.
–Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?
(Узнали, для чего произносится поздравительная речь. Научились определять композиционную последовательность поздравительной речи. Научились составлять поздравительную речь.)
–Довольны ли вы знаниями, полученными на уроке? Назовите одним словом, с каким чувством вы уходите с урока? (Ученики по цепочке называют чувства, которые они испытывают: уверенность в своих знаниях, удовлетворение, воодушевление, радость, наполнение энергией, спокойствие, восторженность, понимание, вдохновение, заинтересованность, познание, после чего сдают оценочные листы.)
VIII. Домашнее задание.
Ученики выбирают одно из заданий по желанию (на основе упражнений в учебнике):
–сравнить два поздравления;
–проанализировать отрывок из поздравительной речи, высказать мнение о нем.
–написать поздравительную речь, используя различные средства выразительности.
ПРАВОПИСАНИЕ Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Урок русского языка в 5 классе
Цели урока:
1)научить правильно употреблять Ь на письме после шипящих;
2)развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Целевая установка.
–Ребята, сейчас я дам вам лист с мишенью и вы все должны в нее выстрелить в секторе «Настроение в начале урока». Сделайте отметку по 10;балльной шкале.
На мишени отмечаются сектора:
1)настроение в начале урока;
2)деятельность ученика на уроке;
3)деятельность учителя на уроке;
4)настроение в конце урока.
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя: Сейчас я расскажу вам сказку, а ваша задача – подумать, когда пишется Ь после шипящих.
Как;то обиделся Ь на людей из;за того, что они не знают, где его следует писать. И он исчез.
Судебный исполнитель Великого Алфавита приказал немедленно отыскать Ь и доставить провинившегося в суд. На судебное заседание собрались все Слова Русского Языка.
Первыми выступили слова «угол» и «уголь»:
–Я обвиняю Ь в том, что с его исчезновением люди стали бросать в печь угол! Это возмутительно!
–А что же делать нам?– воскликнули «тушь» и «туш».– Ведь сейчас люди не могут отличить нас.
–Ах,– ответил Ь,– а как же быть мне, если люди все равно не знают правил, если они пишут меня там, где я не нужен, и наоборот? А я даже не могу потребовать проверки, ведь я и звука;то не имею!
Тогда Великий Алфавит постановил:
–Приказываю тебе, Ь, не уклоняться от своих обязанностей и писаться в тех словах, где требуется смягчение согласных: уголь, моль. Если ты сам не будешь справляться, то мы попросим, чтобы к тебе на помощь пришел Господин Вопрос «Что делать?». А еще,– и тут Великий Алфавит произнес загадочную фразу:– Ты научишь стеречь мышь.
Учитель записывает загадочную фразу на доске.
–Ребята, скажите, что означает фраза Великого Алфавита?
Ученики выдвигают предположения и приходят к выводу.
Вывод:После шипящих Ь знак пишется в неопределенной форме глагола, в глаголах 2 лица единственного числа и в существительных 3 склонения.
–Молодцы, вы знаете, в каких словах после ши;пящих пишется Ь, а теперь давайте запишем, когда он не пишется:
в кратких прилагательных: хорош, могуч;
в существительных 2 склонения: товарищ, плач;
в существительных в форме родительного падежа, множественного числа: задач, туч.
–А сейчас, ребята, придумайте продолжение сказки так, чтобы в ней прозвучало правило, и разыграйте эту сказку (работа в парах).
Несколько пар учеников инсценируют окончание сказки.
III. Закрепление изученного материала.
–Давайте, ребята закрепим полученные знания.
Даны существительные, в которых после шипящих пропущена буква. Надо выписать сначала слова женского рода, затем слова мужского рода. Сделать вывод.
Даны существительные в форме множественного числа. Следует поставить их в форму единственного числа и написать или не написать в них Ь после шипящих.
Даны пословицы и поговорки, в которых употреблены имена существительные, краткие прилагательные, глаголы. Необходимо вставить или не вставить Ь, объяснить правописание слов и раскрыть смысл пословиц.
Сочинить стихотворение с рифмой, например:
Чиж(..)– Париж(..),
Объяснить правописание слов. Проверка заданий.
IV. Подведение итогов
Ученики получают карточки с изображенным на них Ь. Учитель называет слова, а ученики должны поднять карточку в том случае, если в данном слове пишется Ь.
V. Рефлексия.
–Ребята, сейчас к вам вернется оценочная мишень, и вы «выстрелите» в нее снова.
После того, как все ученики сделали отметки в мишени, учитель предлагает одному из них проанализировать мишень.
| |
|