ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В АНГЛИЮ
Звучит веселая народная английская мелодия. Из разных кулис выбегают, выходят, выпрыгивают дети. Каждый занят своим делом: кто-то играет в мяч, кто-то скачет на скакалке, кто-то держит в руках книгу и на ходу читает ее, кто-то разговаривает с любимой игрушкой. При этом все почти одновременно произносят тексты коротких английских стишков, так что в результате получается некая какофония.
1-я девочка (глядя на игрушечную киску):
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы у английской.
— Что ты видала при дворе?
— Видала мышку на ковре.
1-й мальчик (играя в мяч):
Джеки-дружок
Сел в уголок,
Сунул в пирог свой пальчик.
Изюминку съел
И громко пропел:
«Какой я хороший мальчик!»
2-я девочка (скача через скакалку):
Дождь идет и пыль толчет,
Будто перец в ступке.
Все девчонки у ворот
Подбирают юбки.
2-й мальчик (читает в книге):
Жила-была старушка
В домишке без ворот
И, если не скончалась,
То так там и живет.
Печет пирог со сливой
И груши продает,
Живет себе старушка
И никогда не врет.
1-я девочка (громко, прерывая общий шум): Сто-о-оп! Это никуда не годится. Давайте-ка посчитаемся и будем читать по очереди.
Все оставляют свои игрушки и становятся в кружок.
1-я девочка (продолжает):
Интер, мици, тици, тон.
Ира, дира, дормидон.
Окер, покер, доминокер.
Шишел, мышел вышел вон.
Тот, на кого падает счет, начинает произносить свой стишок. При этом все берутся за руки и, подпрыгивая в хороводе, помогают ему. Эта игра продолжается до тех пор, пока все стихи не будут прочитаны. Последним стихотворением будет «Жила-была старушка…». Когда стихотворение закончится, дети бегут к своим игрушкам и вдруг замечают, что на сцене, на сундучке, сидит старушка и с интересом за ними наблюдает. Это тетушка Молли.
2-я девочка: Ой, а вы кто?
Тетушка Молли: Во-первых, здравствуйте!
Дети (нерешительно): Здравствуйте…
1-й мальчик: И все же, как вас зовут?
Тетушка Молли: Я — тетушка Молли из той самой книжки, стихи из которой вы сейчас так весело читали.
2-й мальчик: Так значит, вы — из книжки «Рифмы Матушки Гусыни»?
Тетушка Молли: Ну конечно же.
2-й мальчик (обращаясь к остальным): Вот здорово! А как вы сюда попали?
Тетушка Молли: По морю да по реке, в деревянном башмаке.
1-я девочка: А разве это возможно?
Тетушка Молли: Для того, кто умеет фантазировать, возможно все. А скажите-ка мне, дорогие девочки и дорогие мальчики, вы любите путешествовать?
Дети (хором): Да-а-а!
Тетушка Молли: Тогда я вас всех приглашаю в замечательную страну Англию.
Дети (кричат, радуясь, подпрыгивая и хлопая в ладоши): Ура-а-а!
Тетушка Молли: А путешествовать мы будем с помощью английских и русских писателей и поэтов, которые и подскажут нам, куда стоит заглянуть, чтобы не было скучно.
1-я девочка: Скажите, тетушка Молли, а мы погуляем по улицам Лондона?
Тетушка Молли: Не только по улицам, но и по крышам домов тоже.
1-й и 2-й мальчики (вместе): Вот здорово!
2-й мальчик: А в замок с привидениями мы попадем?
Тетушка Молли: Разумеется.
2-я девочка: А со знаменитыми английскими чудаками познакомимся?
Тетушка Молли: Обязательно.
Дети (наперебой): Тогда скорее, скорее в путь!
Тетушка Молли: Ох вы, торопыги! Давайте-ка договоримся сразу. Я ведь уже немолода, и одной мне не справиться. Согласны ли вы быть моими помощниками в этом путешествии?
Дети (вместе): Да-а!
Тетушка Молли: Тогда в путь! (Достает из сундучка палку, которая будет обозначать мачту корабля, и надевает на нее «парус» — лист бумаги с изображением карты
Великобритании.) Но вы ведь, наверное, знаете, что Англия — это остров и, прежде чем вступить на ее берег, до него еще надо доплыть? А какое же плавание может обойтись без веселой песни? Поэтому представим себе, что у нас с вами есть огромный деревянный башмак (достает из сундука деревянный башмачок), в котором мы и доплывем до Англии.
Тетушка Молли вместе с детьми сооружает из детских стульчиков и башмака подобие кораблика. Сама тетушка Молли остается на своем сундуке, а дети рассаживаются на стулья. Путешествие начинается. Звучит песня «В деревянном башмаке» (см. сборник туристcких песен «Среди нехоженных дорог — одная моя». М.: «Профиздат», 1989.
С. 208—209).
Тетушка Молли (после окончания песни, убирая в сундук «мачту», башмак и «парус»): Поздравляю вас с благополучным прибытием к берегам Англии! (Дети в это время разбирают «корабль», построенный из стульев. В дальнейшем стулья можно использовать по усмотрению постановщика.) Но, чтобы двинуться дальше, нам придется запастись… чем? (Достает из сундука первый зонт и раскрывает его над собой.)
Дети: Зонтами?
Тетушка Молли: Конечно, ведь Англия — страна туманов и дождей.
(Далее тетушка Молли на каждую строчку стихо-творения вынимает по одному зонту из своего сундучка, раскрывает и дает в руки детям, по очереди каждому.)
В Англии вечно дожди и туманы,
Дождь, как из сита, льет, моросит.
Ну а туманы гуще сметаны:
В воздухе шляпу повесишь — висит!
(Дети выстраиваются в линейку, держа зонты над головами.)
1-я девочка:
Эти туманы — ужасное бедствие:
Выйдешь на улицу — видимость «нуль».
1-й мальчик:
Едешь, к примеру, в город Манчестер,
А попадаешь вдруг в Ливерпуль!
2-я девочка:
Из-за погоды этой туманной
В Англии жизнь — бесконечный абсурд.
2-й мальчик:
Каши на завтрак попросите манной —
Вам вместо манки овсянку несут.
(Далее все вместе крутят зонты перед собой по часовой стрелке.)
1-я девочка: Гости там шлют телеграмму заранее.
1-й мальчик: Можем в пути заблудиться в тумане.
2-я девочка: Если, конечно, увидят почтамт,
2-й мальчик: А на почтамте не спутают штамп.
(Зонты возвращаются в исходное положение.)
Тетушка Молли: Путают в Англии учреждения.
1-я девочка: Шляпы.
1-й мальчик: Портфели.
2-я девочка: Машины.
2-й мальчик: Дома.
Тетушка Молли:
Можно попасть на чужой день рождения
И даже сойти с чужого ума!
(Дети, поочередно закрывая зонты на конец фразы.)
1-я девочка: Часто я думаю: как там, в тумане...
1-й мальчик: Не растворились совсем англичане?
2-я девочка: Выйдут ведь как-нибудь в сквер в выходной…
2-й мальчик: Да и заблудятся целой страной!
Тетушка Молли: Ой, куда это вы все пропали? Я ничего не вижу. Ох уж эти мне туманы…
Под веселую музыку начинается веселая игра в «Туман»: все участники ищут друг друга с вытянутыми руками, выкрикивая по очереди: «Ау», «Ку-ку» и т.п. К концу музыки «туман» рассеивается и тетушка Молли собирает всех в кучку, крепко прижав к себе.
Тетушка Молли: Наконец-то мы опять вместе! А вы знаете, что из-за сплошных туманов в гости к английским детишкам часто наведывается насморк? (Вытирает носы всем подряд.) Но они не отчаиваются, а поют про это веселую песню.
В исполнении девочек звучит песня «Насморк» (см. «Дошкольное образование» № 29—30 за 2000 г.).
2-я девочка: Тетушка Молли, но ведь Англия — не только страна туманов, она еще и страна чудаков.
Тетушка Молли: Да, мои дорогие. Этих чудаков в Англии столько, что всех не пересчитать: миссис и мистер Бокли, старушка, которая ходила продавать молоко, профессор Джон Фул и профессор Клод Буль… — просто голова идет кругом. Вот, например, миссис и мистер Бокли…
Звучит спокойная колыбельная мелодия. Тетушка Молли выносит из-за кулис 2 стула. Выходят миссис и мистер Бокли — и тот и другая в ночных рубашках. На ней — чепец, он — в колпачке. Позевывая и потягиваясь, садятся на стулья и засыпают. (Роли эти могут исполнять как взрослые, так и дети.)
Разыгрывая это и другие стихотворения, можно использовать возможности жеста и пантомимы. Важно только не нарушать ритм и выполнять движения синхронно.
Итак, спокойная мелодия прерывается тревожным аккордом, и начинается «Ночная история», которая разыгрывается как детектив.
Она: Миссис...
Он: и мистер Бокли...
Вместе: …ночью проснулись вдруг. (Открывают глаза.)
Она:
Миссис и мистер Бокли
Открыли старый сундук.
(«Открывают» крышку сундука.)
Он:
Миссис и мистер Бокли
Достали из сундука…
(Наклоняются над воображаемым сундуком.)
Вместе:
Большие морские бинокли
И орехи — четыре мешка.
(Жестами изображают приставленные к глазам бинокли и «закидывают» мешки за плечи. Затем с помощью пантомимы изображают ходьбу.)
Она:
Миссис и мистер Бокли
По лестнице шли,
сопя…
Он:
…Миссис и мистер
Бокли,
Дом качался, скрипя…
Она:
…Но они поднимали
все выше
Четыре мешка и бинокли.
Он:
И вот оказались на крыше
Миссис и мистер Бокли.
(Забираются на стулья.)
Она: Миссис легла у стрехи.
Он: Мистер сел на карниз.
Она: И стали колоть орехи.
Он: А скорлупки бросали вниз.
(Жестами изображаются колка орехов и бросание. Затем оба спрыгивают со стульев, с важным видом поднимают их и уносят за кулисы.)
Тетушка Молли: Вот так! А можно еще вспомнить старушку, которая ходила продавать молоко.
Тетушка Молли надевает очки и разыгрывает историю про старушку. Принцип тот же: использование стула, пантомима, жест. Чем больше юмора вы в это привнесете, тем живее будет действие.
Тетушка Молли — старушка (к примеру, обходя стул по часовой стрелке):
Старушка пошла продавать молоко.
Деревня от рынка была далеко.
Устала старушка и, кончив дела,
У самой дороги вздремнуть прилегла.
(Садится на стул и засыпает с посапыванием и похрапыванием.)
К старушке веселый щенок подошел,
За юбку схватил и порвал ей подол.
Погода была в это время свежа,
Старушка проснулась, от стужи дрожа.
(Потирает плечи, чтобы согреться.)
Проснулась старушка и стала искать
Домашние туфли, свечу и кровать.
Но, порванной юбки ощупав края,
Сказала: «Ах, батюшки, это не я!
(Обходя стул в обратную сторону.)
Пойду-ка домой. Если я — это я,
Меня не укусит собака моя!
Она меня встретит, визжа, у ворот,
А если не я, на куски разорвет».
В окно постучала старушка чуть свет.
Залаяла громко собака в ответ.
Старушка присела сама не своя
И тихо сказала: «Ну, значит, не я!»
2-я девочка: Тетушка Молли, а давайте споем про всех английских чудаков песню.
Тетушка Молли: Да, у англичан есть такие веселые куплеты. Они называются лимерики.
Дети вместе с тетушкой Молли становятся в полукруг, кладут руки друг другу на плечи и начинают петь.
Звучат куплеты «Однажды увидел чудак» (см. «Дошкольное образование» № 21—22 за 2000 г.).
Тетушка Молли: Интересно, а что поделывают сейчас профессор Джон Фул и профессор Клод Буль? Вот вам еще одна чудаческая история о том, как профессор Джон Фул беседовал с профессором Клодом Булем, когда тот время от времени показывался на поверхности речки Уз.
На проигрыше из разных кулис выходят два мальчика. Один — с тросточкой, другой — с закрытым зонтом. У обоих на головах цилиндры.
Затем тот мальчик, который изображает Клода Буля, уходит за противоположную кулису. В течение всей сцены мы наблюдаем только его голову, как бы высовывающуюся из-под воды.
Джон Фул:
Джон Фул, профессор трех наук,
Спешил в Карлайль из Гулля
И в речке Уз заметил вдруг
Коллегу — Клода Буля.
«Сэр, видеть вас — большая честь! —
Профессор Фул воскликнул. —
Но что вы делаете здесь
В четвертый день каникул?»
Клод Буль:
Глотая мелкую волну,
Буль отвечал: «Сэр Джон,
Я думаю, что я тону,
Я в этом убежден».
Джон Фул: Тогда Джон Фул сказал: «Да ну?»
Клод Буль:
Клод Буль обдумал это,
Помедлил
И пошел ко дну,
Наверно, за ответом.
(«Тонет», оставляя видимым один цилиндр.)
Джон Фул:
«Простите, Буль,
Сейчас июль,
А теплая ль вода?»
Клод Буль:
«Буль-буль…» — сказал профессор Буль,
Что означало «Да».
Тетушка Молли: Уф, ну и утомили меня эти чудаки-англичане. Надо срочно передохнуть! Давайте-ка поиграем с вами в рифмы. Знаете, что это такое?
2-й мальчик: Да, это такие слова с одинаковыми окончаниями.
Тетушка Молли: Вот и замечательно. Тогда я буду называть вам слово, а вы — придумывать к нему рифму. Согласны?
Дети: Да-а!
(Здесь можно подключить всех зрителей.)
Тетушка Молли: Яйцо.
(Дети предлагают свои варианты рифм, например: крыльцо, словцо и т.п.)
Тетушка Молли: Кот.
(Возможные варианты ответов: бегемот, компот и т.п.)
Тетушка Молли: Кошка.
(Окошко, лукошко, немножко и т.п.)
Когда все резервы игры будут исчерпаны, можно предложить спеть песню.
Тетушка Молли: Замечательно. Мы уже почти сочинили песню. Осталось придумать мелодию. А ну-ка, подпевайте за мной!
(Тетушка Молли вместе с детьми начинает петь песню «Рифмы» (см. «Дошкольное образование» № 11—12 за 2000 г.) — можно под какой-нибудь незамысловатый танец.)
Тетушка Молли (загадочно): Ну а теперь начинается самая таинственная часть нашего путешествия. Мы отправляемся в один из многочисленных замков старой Англии, где живут… привидения!
Девочки: Ой, страшно!
Мальчики: Чего вы боитесь, мы же с вами.
Гаснет свет. Звучит таинственная музыка. Она может имитировать какие-то звуки животных и птиц, скрипы и прочее.
Появляется некто в белой простыне с прорезями на глазах и губах и со свечой в руке.
Привидение (говорит, нарочито растягивая слова):
Беленькая искорка
В темном коридоре…
Это признак призрака —
Горе! Горе! Горе!
Маленькая искорка —
Страх! Страх! Страх!
Жди явленья призрака
Со свечкою в руках.
Стон печальный слышится
В жуткой тишине.
Занавесь колышется
Белая в окне.
Мальчики (вместе): Призрак в белой простыне, ты зачем пришел ко мне?
Призрак:
Вот пристал: «Зачем-зачем?»
Попугаю — да и съем!
(Неожиданно включается свет. «Призрак» сбрасывает с себя простыню. Оказывается, что это была тетушка Молли.
Все начинают смеяться и подпрыгивать вокруг тетушки Молли.)
Тетушка Молли: Ну что же, друзья, путешествие наше завершается. Но я должна вам сказать: если вы будете любить книги и внимательно их читать, то сможете с их помощью побывать в самых разных уголках нашей планеты.
А на прощанье мне хочется спеть вам еще одну веселую песенку. Ведь англичане так любят их придумывать. Это песенка про 6 пенсов. А пенсы — это старинные английские денежки.
(Тетушка Молли поет песню «Про 6 пенсов» (см. «Дошкольное образование» № 21—22 за 2000 г.), а дети могут танцевать под нее веселый танец.)
Тетушка Молли: А теперь отправляемся в обратный путь!
(Все вместе снова сооружают «корабль», садятся в него и поют песню о деревянном башмаке.) |