Вводное занятие по «кукловедению»
для детей 2—3 лет
Тема: «Здравствуй, Хрюша!».
Цель: дать малышам почувствовать атмосферу кукольного театра; побудить к активному общению с театральной куклой.
Материалы и оборудование: колокольчик, кукла Хрюша, настольный кукольный театр «Репка», аудиозапись музыкальной сказки «Репка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть первая — организационная (2 мин.)
Воспитатель звонит в колокольчик, собирает вокруг себя детей.
Дети вместе с воспитателем ходят по группе и рассматривают «игрушки, которые там живут».
Педагог:
Детский сад, детский сад!
Ты всегда ребятам рад!
Ждут нас книжки и игрушки,
И шары, и погремушки.
В детский сад идти с утра
Очень рада детвора!
Рассматривая с детьми игрушки и читая им стихотворение, педагог пытается вызвать у детей интерес к происходящему.
Часть вторая — основная (5 мин.)
Неожиданно появляется кукла Хрюша. Хрюша плачет.
Педагог:
Что за вой, что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Хрюша-ревушка!
(Переделка текста Агнии Барто)
Хрюша:
Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
Я хочу обратно,
Дома мне приятно!
Воспитатель успокаивает и жалеет куклу. Дети ему помогают. Хрюша «знакомится» с каждым ребенком, называет его по имени.
Воспитатель:
На тебе от сырости
Плесень может вырасти!
Лучше, Хрюша, не реви,
Сказку с нами посмотри!
Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель показывает настольный кукольный мини-спектакль «Репка», стараясь создать выразительные образы персонажей сказки.
Часть третья — заключительная (3 мин.)
Хрюша говорит, что ему очень понравилась сказка и он теперь хочет поиграть с ребятами. Педагог предлагает малышам поиграть с куклой. Дети стоят свободно и повторяют движения за воспитателем.
Педагог:
А у Хрюши нос курносый,
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши хвост вертлявый,
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши ножки
Вот такие, вот такие!
А у Хрюши живот
Вот, вот, вот.
Ходит Хрюша наш бочком,
Вот так, вот так!
И при этом говорит
Вот так, вот так:
«Хрю-хрю-хрю!»
Важно помочь детям найти средства выражения образа в движениях, в жестах, в мимике и интонациях.
Хрюша прощается с ребятами и воспитательницей, обещая обязательно еще раз прийти в такой замечательный детский сад. Педагог обращает внимание детей на то, что, прощаясь с Хрюшей, нужно сказать «До свидания».
Вводное занятие по «кукловедению» для детей 3—4 лет
Тема: «Знакомство с куриным семейством».
Цель: активизировать познавательный интерес к кукольному театру.
Обучающая задача: научить детей элементарным приемам работы с куклами «колечко на пальце».
Материалы и оборудование: куклы «колечко на пальце», «петушок» и «курочка», «кошка», гнездышко с цыплятами (куклами «колечко на пальце»), аудиозапись с веселой музыкой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть первая — организационная (3 мин.)
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям послушать и назвать звуки, «которые живут» в театральной комнате: тикают часы, гудит лампа, кто-то сопит и т.п. Неожиданно раздается храп. Дети вместе с воспитателем ищут храпящего. Оказывается, это петушок. Он спит и похрапывает во сне. Дети будят Петушка и просят его спеть утреннюю песенку.
Дети:
Петушок, вставай, вставай!
Свою песню запевай!
Петушок:
Раньше всех я встаю.
Только как же я пою?
Дети: «Ку-ка-ре-ку!»
Петушок:
«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»
Вот как утром я пою!
Дети садятся на стульчики. Во время упражнения в театральной комнате должна быть абсолютная тишина, иначе атмосфера таинственности будет разрушена.
Часть вторая — основная (9 мин.)
Петушок: Здравствуйте, детишки! А почему вы не все поздоровались? Может, у вас язычков нет?
Дети вместе с воспитателем (показывают и прячут язычки): Ам! Никому не дам!
Петушок: Язычки у вас есть. Но, может, у вас горлышко болит? Что-то вы ротики не раскрываете?
Дети вместе с воспитателем (широко раскрывая рты): А-а-а!
Петушок: Нет, горлышко ни у кого не болит. Может, детки еще не совсем проснулись?
Ну-ка, глазки, просыпайтесь!
Губки, зубки, улыбайтесь!
Дети открывают глаза вместе с воспитателем и улыбаются.
Воспитатель:
Тут и пальчики проснулись,
Шевельнулись, потянулись
И сказали: «Здравствуйте!»
Дети соединяют пальчики левой и правой руки (указательный к указательному, средний — к среднему и т.д.), последовательно отрывают друг от друга каждую пару пальцев: пальцы «здороваются» друг с другом.
Во время упражнения дети должны убедиться в подвижности артикуляционного аппарата и широких возможностях пальцев рук.
Петушок:
А теперь, ребятки,
Быстро на зарядку!
Каждый день петушок
Делает зарядку.
Очень нравится ему
Все делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Крылья поднимать (руки вверх-вниз),
Приседать и вставать (приседания 4—6 раз),
Прыгать и скакать (прыжки),
Весело кричать:
«Ку-ка-ре-ку!»
Дети повторяют движения за воспитателем, игра повторяется два-три раза. Петушок хвалит детей за хорошее исполнение упражнений во время зарядки. Затем он прощается с ребятами.
Петушок:
До свидания, ребятки.
К вам сейчас придет хохлатка —
Моя курочка придет
И цыпляток приведет.
Педагог предлагает детям позвать курочку с цыплятами.
Дети (вместе с педагогом): Цып-цып-цып!
Появляется курочка с гнездышком, в котором находятся цыплятки — куклы вида «колечко на пальце». Дети садятся на стульчики.
Курочка:
Здравствуйте, ребятки!
Вот мои цыплятки.
До чего же хороши
Мои цыплятки-малыши!
Курочка предлагает детям подружиться с цыплятами. Дети надевают на пальчики «кукол-цыплят».
Курочка:
Выходите, малыши,
Собирайте крошки,
И жучков, и червячков
Прямо на дорожке.
Дети сгибают и разгибают указательный палец, на который надето колечко: изображают, как цыплята клюют зернышки. Затем цыплята пляшут и пищат: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны.
Часть третья — заключительная (3 мин.)
Дети свободно располагаются по комнате и повторяют упражнение.
«Цыплята клюют»: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны при ходьбе. Вдруг появляется кошка, дети «прячут цыплят», закрыв ладошкой.
Педагог:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!
Игра повторяется два-три раза. Во время игры важно, чтобы дети «прятали» цыплят от кошки лишь при ее появлении. Затем кошка уходит, а курочка с цыплятами прощается с ребятами и обещает обязательно снова прийти в гости.
Вводное занятие по «кукловедению» для детей 4—5 лет
Тема: «Кто-кто в теремочке живет?».
Цель: совершенствовать навыки кукловождения — учиться передавать выразительную походку куклы.
Обучающие задачи: учить передавать особенности походки разных животных.
Материалы и оборудование: пальчиковые куклы «лесные зверята», мягкая игрушка медведь, кукольный домик-теремок, аудиокассета с записью веселой русской мелодии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть первая — организационная (3 мин.)
Дети стоят вокруг воспитателя, который предлагает каждому ребенку «поймать конфету», хлопнув одновременно с ним в ладоши. Дети «едят» воображаемую конфету и рассказывают, какова она на вкус (вкусная, сладкая, малиновая). Важно обратить внимание детей на то, что хлопнуть в ладоши нужно одновременно с воспитателем.
Затем воспитатель и дети «слушают» свои ладошки: ладони выпрямлены, руки согнуты в локтях, дети приставляют левое и правое ухо попеременно то к одной, то к другой ладони. Упражнение повторяется два-три раза.
Дети вместе с педагогом:
А ладошки говорят:
«Пальцы в лес идти хотят!»
Вторая часть — основная (14 мин.)
Дети садятся за столы. Педагог проговаривает текст, дети повторяют за ним движения пальцами на поверхности стола. Дети должны почувствовать, как движения пальцев рук могут сочетаться с интонационно выразительной речью.
Педагог:
Пальчики отправляются гулять в лес и идут по дорожке: «топ, топ, топ!».
Через кочки перепрыгивают: «прыг-скок!».
Побежали быстро от дождя укрыться: «топ, топ, топ!».
Теремок увидели, постучались: «тук-тук!».
Никто пальчикам не отвечает.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
(Пальцы и ладони соединены в замок, «замок крутится» в разные стороны.)
В теремочке звери
Разные живут.
В теремочек звери
В гости нас к зовут.
Воспитатель достает из теремка пальчиковых кукол, которых дети надевают на указательные пальчики. Дети свободно размещаются по комнате.
Проводятся упражнения с пальчиковыми куклами.
Упражнение «Зверята здороваются»: указательный палец руки сгибается и разгибается.
Упражение «Зверята ходят»: надо двигать кистью руки, изображая движения лисички, зайца, медведя, мышки, ежика. Важно следить за равномерным поворотом кисти вправо-влево.
Воспитатель хвалит «ребят-зверят — настоящих артистов» и сообщает, что в теремке спит Мишка-соня, которого нужно разбудить.
Педагог вместе с детьми:
Мишка-соня, вставай!
Нас, зверяток, догоняй!
Перед тем как будить Мишку, педагог обращает внимание детей на то, что взгляд их куклы должен быть направлен на того, кому адресована речь, — в данном случае на Мишку. Кукла должна слегка двигаться в такт речи.
Медведь просыпается, выбегает из теремка, старается поймать зверят и рычит. Дети прячут кукол за спину. Игра повторяется два-три раза под веселую народную мелодию.
В конце игры медведь и куклы на пальцах у детей «танцуют».
Дети вместе с педагогом:
Ах, Мишка-медведь,
Что ты вздумал реветь?
Лучше, Мишка, попляши.
Всех ребяток рассмеши!
Часть третья — заключительная (3 мин.)
Педагог: Пора нашим зверятам возвращаться в теремок.
Дети прощаются с куклами. Педагог и дети благодарят друг друга за хорошее занятие громкими аплодисментами.
Вводное занятие по «кукловедению» для детей в возрасте 5—6 лет
Тема: «У нас в гостях Фея Кукольного Театра».
Цель: познакомить детей с театральной перчаточной куклой и начальными навыками кукловождения перчаточной куклы.
Обучающая задача: учить детей разными способами передавать особенности походки куклы и взаимодействие кукол между собой.
На занятии, кроме упражнений, выполняемых каждым ребенком в отдельности, запланирована работа в парах.
Материалы и оборудование: ширма для кукольного театра, костюм Феи Кукольного Театра для педагога, платок, перчатки, «головки»-шарики, «волшебная» палочка, музыкальная шкатулка с «волшебными» колечками, атрибуты кукольной одежды, кукла-марионетка, зонт-карусель.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть первая — организационная (2 мин.)
Дети рассаживаются на стульчики. Педагог предлагает им подарить другу другу улыбку; рассказывает о том, что кукольный театр — это удивительный мир, где куклы и вещи «оживают» от прикосновения к ним рук артистов-кукольников. Педагог «оживляет» платок, превращая его в зайчика, и предлагает детям отправиться на поиски Феи Кукольного Театра, которая поможет им попасть в таинственный мир кукольного театра.
Важно создать у детей такой эмоциональный настрой, чтобы они поверили в сценический вымысел.
Часть вторая — музыкально-пластическая импровизация (2 мин.)
Дети, взявшись за руки, отправляются искать Фею Кукольного Театра. Преодолевая «препятствия» на своем пути, проходят:
— по узкой тропинке,
— по сухой колкой траве,
— по лужам,
— по сухим осенним листьям,
— по льду,
— по сугробам,
— греются у костра.
Звучат волшебные звуки.
Во время упражнения важно учить детей согласовывать свои действия с действиями других.
Педагог: Вы слышите? Кажется, место, куда мы попали, — необыкновенное: где-то поблизости живет Фея Кукольного Театра.
Часть третья. Упражнения для развития гибкости рук (3 мин.)
Педагог «находит» костюм Феи и «превращается» в нее. Фея говорит, что знает, как долго ее искали ребята, как они любят кукольный театр и как хотят, чтобы она помогла им стать артистами-кукольниками, у которых «волшебные» руки. Фея просит ребят передать движениями рук веселое и грустное настроение. Дети вместе с Феей исполняют под музыку танец рук — танец грустного настроения и танец веселого настроения.
В танцы включены упражнения:
— для развития пальцев («щекотка», «клей», «прятки»);
— для развития кистей рук («волна», «Буратино»);
— для рук («ножницы», «руки-тряпочки»).
Упражнения на напряжение рук должны чередоваться с упражнениями на расслабление пальцев и кистей рук.
Разминка выполняется поочередно обеими руками.
Часть четвертая. Знакомство с техникой кукловождения (10 мин.)
Фея хвалит детей за прекрасное исполнение танца и предлагает превратить руки детей в артистов-кукол. Каждый ребенок получает от Феи по две перчатки и по одной кукольной головке — надевает перчатки и надевает головку куклы на указательный палец правой руки. Дети «оживляют» кукол, говорят им добрые слова. Куклы «здороваются» друг с другом и желают всем доброго здоровья. Фея приглашает кукол на утреннюю зарядку.
• Первое упражнение: кукла наклоняется вперед — прямо — назад.
• Второе упражнение: кукла разводит руки (большой и средний пальцы) в стороны и вперед.
• Третье упражнение: кукла наклоняет туловище вперед — прямо. Работает кисть руки.
• Четвертое упражнение: кукла приседает. Рука, согнутая в локте, слегка пружинит вверх-вниз.
• Пятое упражнение: кукла поворачивается всем туловищем. Кисть руки поворачивается вправо-влево.
Кукольная зарядка выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
Фея предлагает ребятам научить кукол ходить. Куклы «ходят». Затем дети осваивают передачу движений куклы в медленном и быстром темпе, в радостном и грустном настроении. После «прогулки» Фея предлагает каждому ребенку взять из «волшебной» шкатулки цветное колечко. Каждая куколка с его помощью находит себе пару: у партнера кольцо такого же цвета.
Фея показывает детям свою парочку друзей (кукольные головки-шарики на обеих руках педагога). Эти куклы дружат уже очень давно, могут понять настроение друг друга по походке и даже повторить эту походку.
Дети работают в парах: пробуют отгадать настроение куклы партнера по кукольной походке. В задачу каждого кукловода входит также повторить движения куклы партнера.
Часть пятая. Создание образа куклы по образцу (2 мин.)
Фея Кукольного Театра хвалит ребят-кукольников за их актерское мастерство, отмечает, что и их руки стали «волшебными», и предлагает превратить кукол в сказочных героев. Каждому ребенку предоставляется поднос с элементами кукольной одежды и предлагается одеть и украсить куклу по своему желанию.
В этой части занятия важно предоставить детям возможность самостоятельно подбирать кукольные аксессуары для создания нового образа куклы.
Часть шестая. Кукольная музыкально-танцевальная импровизация (2 мин.)
Раздается бой часов... Настало время для кукольного бала. Фея предупреждает кукол: где-то рядом прячется Баба Яга, которой бал и танцы совсем не нравятся. А спастись от нее можно лишь «замерев на месте», причем обязательно в красивой позе. Куклы импровизируют танцевальные движения под музыку и замирают, когда появляется Баба Яга (кукла-марионетка). Игра повторяется два раза.
Во время игры дети должны почувствовать радость от музыкальной импровизации с куклой.
Часть седьмая. Сюрприз (2 мин.)
Фея прощается с детьми и с куклами, а на прощание предлагает «прокатиться» на веселой карусели. Карусель изображается с помощью цветного зонтика, к которому привязаны ленточки. Дети, не снимая перчаток и кукольных головок, берутся за ленточки и бегут по кругу под музыку: куклы «катаются»!
Часть восьмая — заключительная. Подведение итогов (2 мин.)
Волшебница исчезает — снимает с себя наряд Феи Кукольного Театра. Педагог говорит, что куклы, которые остались на руках у детей, — подарок Феи. Фея попросила передать детям, что кукол надо любить и беречь. Педагог и дети благодарят друг друга за то, что они вместе так интересно провели время в кукольном театре. В знак благодарности раздаются «кукольные» аплодисменты.
В этой части занятия для педагога важно создать у детей установку на бережное и заботливое отношение к кукле |