Пирожок вожатого
вожатому детского лагеря
Нет ничего проще, чем давать советы
(кто-то из великих)
• [Пирожок вожатого это образное изображение уровней ответственности педагога, работающего с первичным детским объединением. Почему пирожок, ведь сущностно, четыре уровня ответственности больше похожи на тортик? Сейчас уже трудно вспомнить, может быть пирожок, более актуальное явление, чем торт, может проще и без непонятных изысков.
• Итак, поговорим о четырех уровнях ответственности педагога-организатора (вожатого отряда, воспитателя временного детского коллектива).
Самая нудная и достаточно непонятная для начинающих вожатых тема это ответственность за жизнь и здоровье детей. Серьезность этой проблемы лучше понимают люди по старше, имеющие опыт воспитания собственных чад. Для молодого вожатого «жизнь и здоровье воспитанника» мало доступны для настоящего понимания. Тем не менее, факт остается фактом родители доверяют работникам загородного детского центра самое дорогое – своих детей и задача начальника детского оздоровительного лагеря, руководителя программы смены, просто более опытного вожатого в том, чтобы важность этого первого коржа пирожка вожатого и днем и ночью пульсировала в голове наших замечательных творческих вожатиков. Связи с этим попробуем сформулировать несколько почти пустяковых советов.
• Совет первый – «Ребята должны иметь представление о том, что такое опасность для жизни и здоровья». Конечно, можно нудно пробурчать правила техники безопасности, затем подсунуть журнал инструктажа и побыстрее забыть о «зря потерянном времени». Однако тогда в решении этой проблемы педагог рискует остаться один на один с необдуманными поступками своих подопечных. В тоже время устраивать из правил техники безопасности непременное шоу, викторину, театрализованное шествие вряд ли необходимо, да и сомнительно, чтобы названные формы позволили пробудить у ребят из отряда необходимое отношение к собственной безопасности. Думается, что лучше всего для такого разговора подойдет серьезный или чуть насмешливый тон, когда воспитанникам будут предложены некоторые правила - ограничения. Выдвигаемые требования должны быть понятны, обоснованы, объяснены на примерах и тем не менее. Думается, что педагог вправе попросить ребят соблюдать эти правила, спросив нет ли у них каких либо сомнений в их обоснованности, целесообразности. Простота и серьезность тона разговора должна убедить ребят в том, что в любом месте человека могут подстерегать риски и опасности, но не надо паниковать, нужно просто думать о том, как сохранить свое здоровье и жизнь. Есть педагоги, любители позапугивать ребят жуткими рассказами о том, что бывает с непослушными и неаккуратными воспитанниками. Это скорее излишне. Наоборот примеры должны быть без смакования подробностей, но вполне понятными. Лейтмотив может быть такой – «Каждый может остаться здоровым, если будет почаще думать о последствиях собственных действий».
• Второй совет банален до скуки: «Познакомьтесь с медицинскими картами, детей, приехавших к вам в отряд». Нередко бывает, что медицинские карты, которые изымаются на регистрации детей лежат у педагога-организатора или лагерного медика невостребованными всю смену. Заболевания могут быть такими, что подросткам неудобно об этом говорить малознакомым взрослым людям, а именно так он воспринимает вожатого в первые дни смены. При заезде важно также переговорить с родителями о здоровье их детей. Целесообразно также напомнить родителям о том насколько они предусмотрели все варианты погоды. Заезд может осуществляться в жару, а буквально на третий день смен могут зарядить дожди. И если в чемоданах ребят нет непромокаемой обуви, теплых свитеров, курток, избежать простуды вряд ли удаться.
Здесь же нужно отметить, что важно помнить, что вожатый является посредником между ребятами и медиком, а отсюда следует непременно показать во время первой экскурсии по территории лагеря место, где находится медпункт. Еще один момент, касающийся младших ребят, на этапе адаптации к условиям проживания в лагере, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Вожатому надо быть внимательным к жалобам и просьбам отвести малышей в к врачу. Никакие самые неотложные дела не могут быть оправданием, если больной ребенок не получит необходимой медицинской помощи.
• Третий совет – «Периодически проверять площадки, на которых находятся воспитанники». Опыт свидетельствует, что дети подчас находят приключения с последующими травмами там, где взрослому просто не придет в голову залезть, усесться, прислониться, и проч. Поэтому вожатый, может, при этом, если хочет, поизображать телохранителя какой-то важной персоны, проверить потенциальную опасность площадки, на которую он собирается привести своих воспитанников. В перечень потенциально опасных предметов можно смело внести:
торчащие из земли острые корни, арматуру,
разбитое стекло, банки, бутылки, разбросанный строительный мусор, стекловату,
лужи, разлитая вода, что-то другое, на чем можно поскользнуться,
ветхие строения, незакрепленные ворота для мини-футбола (мне известно два случая, когда они привели к смерти подростков)
Очень важен этот совет, если решено провести тур-эстафету, ночную тропу испытаний или что-то подобное.
• Четвертый совет. Для того, чтобы меньше беспокоиться об обеспечении жизни и здоровья воспитанников важно в каждый момент смены знать где находятся ребята. Чтобы на иезуитский вопрос начальника лагеря адресованный вожатому: «Стесняюсь просить, где Ваши дети?» ему было что ответить вожатому необходимо установить непрерывный мониторинг нахождения детей. Контроль места нахождения детей может быть обеспечен договоренностями с воспитанниками о том, что они соблюдает такие правила как:
находится по возможности со всеми ребятами,
при необходимости отлучиться на территории лагеря получить разрешение от вожатого,
при необходимости отлучиться за пределы лагеря получить разрешение от руководителей смены (лагеря),
отказаться на время смены от употребления алкоголя, наркотических средств,
не посещать опасные для жизни места – река, море, хозяйственный двор и т.п.,
не разводить костров на территории загородного центра, не пытаться самостоятельно разбирается с электропроводкой (в комнатах отсутствуют розетки, и привезенные магнитофоны некуда включить, поэтому некоторые Левши из воспитанников, разбирают розетки, оголяют провода).
И, тем не менее, не стесняйтесь периодически пересчитывать своих подопечных (для этой цели существуют различные формы, можно придумать еще массу, но дело в том, чтобы проверить, где в данный момент находятся ваши воспитанники).
• Пятый совет. Собираясь на какое-либо мероприятие (вечерний костер, вечерний ритуал или на военизированную игру на местности) важно проверить как одеты дети. Вообще у некоторых вожатых имеется иллюзия, что старшие подростки уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно следить за своим внешним видом, гигиеной и проч. На самом деле даже взрослые люди забывают одеть теплую кофту, соответствующую сырой траве непромокаемую обувь. Предупредить ребят о том, как лучше одеться, нужно за 10-15 минут, напомнить наиболее невнимательным. Не помешает короткое напоминание о том: куда идем и о чем следует помнить, чтобы не заболеть. Бесшабашность некоторых ребят может удивлять, но с этим трудно что-то поделать. Поэтому напоминать, напоминать, напоминать. О том, что не надо хватать ползущих, прыгающих, бегающих животных.
Также не стоит стесняться напоминать о таких процедурах как чистка зубов, стирка носков (для юношей), вытрясание простыней. Даже взрослые дети, остаются детьми. А поэтому спокойно и целенаправленно!
• И еще одно – прием пищи. Столовая не редко воспринимается вожатыми как тот редкий момент отдыха и возможность быть без отряда. Ан –нет! Педагог организатор в идеале должен представлять о том, как кушают его воспитанники. Для старшего отряда вполне нормальная практика, когда один из вожатых ненавязчиво пройдет по рядам, рассаживающихся воспитанников, пожелает «Приятного аппетита!» и аккуратно посмотрит на то все ли хорошо за столами у ребят. Для более младших отрядов нормальная практика когда один из вожатых организует прием пищи, а другой ест, затем поевший вожатый ведет детей в корпус, а первый садится есть.
Во взрослых отряда есть еще такая особенность как работа с девушками. Трудно, если с летним объединением старшеклассников работает юноша вожатый, который еще не осознает важность физиологических особенностей для самочувствия девушек.
• Шестой совет – «Опасность для воспитанников составляют люди, оказавшиеся на территории лагеря без соответствующих санкций!». Каким бы забором не был огорожен лагерь, попадание чужих на территорию полностью исключить почти не возможно. В этой связи важна позиция всех взрослых – «Простите, Вы к кому-то приехали? К кому? Здесь – территория детского оздоровительного центра и находится без специального разрешения запрещается. Оправданием не являются объяснения типа: «Я брат, сестра, лучший друг Васи Н. из Первого отряда!», « Я зашел посмотреть, я из санатория по близости!», «Мы приехали на дискотеку из города, с девчонками из лагеря познакомится!» и проч.
Естественно особую опасность представляют лица в нетрезвом состоянии, которых тянет на подвиги, а детский лагерь им кажется подходящим пространством для самоутверждения. Проблемы подобного рода призваны решать сотрудники охраны лагеря, но бывает, что вожатый вынужден быть стеной, преграждающей пьяному дебоширу путь к детским комнатам. Достаточно сложной являются ситуации, когда в нетрезвом состоянии пребывают родители, приехавшие за ребенок. Думаю, что вожатому надо сообщить в этом своим непосредственным начальникам, но не доверять ребенка родителям «навеселе».
В этом смысле сама территория лагеря, как правило, зонирована. Есть место – где обычно приехавшие к ребятам в гости могут пообщаться, имеется место ожидания, как правило, за забором.
• Седьмой совет – «Внимательно следить за тем, что едят и пьют дети, вне стен столовой». Источником опасностей для воспитанников может служить пища и питье. Во-первых, это те запасы еды и напитков, которые ребята привозят с собой. Значительная часть продуктов уже на второй день пребывания в лагере непригодна для употребления в пищу. Непосредственное изъятие опасных продуктов не самый удобный в этическом смысле ход со стороны вожатого (хотя иногда просто необходимый), поэтому ребятам вполне можно объяснить правило типа: «Не пей из лужи, козленочком станешь!».
Требующими пристального внимания взрослых являются несколько тенденций. Нередко мальчишки из старших отрядов то, что называется, не наедаются, следовательно, вожатым старших ребят следует в столовой договориться: «моим лбам, оставьте добавочки…». Если это действие не поможет, требуется организовать вечерний чай. Однако дело не только и не столько в количестве пищи, сколько в том, что домашний рацион предполагает всякого рода вкусности, да и такую практику: «Захотел поесть, попросил у мамы или бабушки и те накормили». «Желудочная удовлетворенность» ребят не всегда написана у них на лицах, отсюда, лучше по чаще спрашивать как ребята себя чувствуют, наедаются ли они.
Объект особого внимания родительские гостинцы, привезенные в воскресные и субботние дни, а также в родительский день. Здесь всему педагогическому отряду придется отработать задачу – разъяснить родителям что следует, а что не следует привозить ребятам в лагерь. Особо тревожные родители стремятся привезти своему дитяте за один раз то, чего он был лишен в течение недели- двух. Огромное количество сладкого, острого, мясного или овощного может привезти к плачевным последствиям. Разъяснительную работу можно провести и с ребятами. Для этой цели можно вполне привлечь и медработников лагеря.
Особая тема – алкоголь. Сам по себе лагерь для подростков – время и место жизненных проб, кроме того, чтобы пробовать себя на сцене, в различных делах и ролях, у подростков возникает желание прикоснуться к запретному плоду. Пьяный подросток в лагере составляет опасность не только для себя, Но и для окружающих, а самое главное демонстрирует нежелательный пример для подражания.
Случается, что при попустительстве родителей, мальчишки привозят с собой горячительное. Победить эту беду – целая проблема. Посоветуем быть чрезвычайно внимательными при заезде, если сумки взрослых ребят подозрительно позвякивают, следует в режиме индивидуального разговора уточнить, что там находится, попросить продемонстрировать содержимое.
Есть несколько моментов, в течение смены, когда по откуда-то взявшейся традиции старшие воспитанники могут попытаться употребить запрещенные жидкости: это так называемый экватор и последняя дискотека. Источниками поступления запретных плодов являются друзья, приезжающие в гости к подросткам, находящимися в лагере, несанкционированные посещения магазина в соседнем населенном пункте или даже закупка в близлежащей деревни самогона. Наиболее опытные организаторы употребления нередко создают тайники.
• Восьмой совет (совсем формальный, формализованный, а что делать?): «Не проявлять самодеятельности в нарушении инструкций и распоряжений руководителей в сфере безопасности». В частности – существует порядок организации купания детей, предусматривающий присутствие на пляже заместителя директора, медицинского работника, наличие плаврука на лодке за пределами сектора для купания и вожатых с детьми в воде (или по колено в воде, периодически подсчитывая). «Ребята, многие инструкции выстраданы, написаны (иногда "кровью") на основе многолетнего опыта работы, выполняйте их, несмотря на кажущуюся формальность предписаний!». Важно выработать у ребят конструктивное отношение к требованиям, и тем более не нужно в целях получения дешевого авторитета у воспитанников демонстрировать пренебрежительное отношение к утвержденным ограничениям.
• Девятый совет «Оперативно реагировать на возникающие обстоятельства, по возможности не паниковать!». Нередко бывает так, что в отряде есть такие персонажи, которые умудряются залезть на подоконник второго этажа спального корпуса, с книжкой, зачитаться и упасть со второго этажа в куст шиповника. Бороться с этими нарушителями спокойствия не возможно, просто необходимо держать их в поле зрения и время от времени тихонько «приводить в чувства». В целом же, при возникновении экстраординарных ситуаций действовать быстро, спокойно.
• Десятый совет. Мудрые люди говорят: «Жизнь есть жизнь, всего не предусмотришь!» вполне может случиться такая ситуация, когда кто-то из воспитанников попадет в беду. Первое что надо сделать после того, как Вы по возможности сделали все, что могли в смысле непосредственной помощи ребенку – крайне необходимо сообщить своим руководителям. Дело не только в том и не столько в том, чтобы разделить ответственность с кем-то вышестоящим. Руководители обладают возможностями распоряжаться значительно большими материальными ресурсами: автомашина для того, чтобы доехать до ближайшей больницы.
Второй корж вожатской выпечки – ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у ребят друг с другом. Здесь наиболее ярко проявляются способности вожатого видеть человеческие взаимоотношения. Есть люди, кто сам живет в отношениях, видит и понимает их тонкий язык взглядов, намеков, оговорок. Для такой категории вожатых все, что будет описано ниже совершенно излишне. Но не малое число организаторов детского летнего отдыха доходят по понимания межличностной ситуации значительными усилиями, напрягая свою наблюдательность, применяя логику, проводя микро-расследования и проч., проч., проч. Вот для последней категории, этот текст вожможно будет полезным. Итак, что самое главное во втором корже? Самое главное – обеспечить благоприятный психологический микроклимат во временном детском объединении. О том, как этого добиться следующая порция советов.
Совет два- один – «Задавать позитивный тон взаимоотношений». Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому с профессиональной точки зрения вожатому просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги |