Сценарий № 244 | Дата: 23.12.2010, 21:02 |
---|
Викторина «Любителям словесности»
Условия проведения викторины
Данная викторина представляет собой конкурс между двумя командами. Несколько заданий команды готовят заранее, остальные выполняют сразу, без предварительной подготовки.
Викторину ведут двое ведущих.
Ниже приведены задания и порядок проведения викторины.
1.Приветствие команд – готовится заранее и представляется на конкурсе. Время выступления – не более 7минут. В приветствии необходимо рассказать о своей команде и обратиться с речью к сопернику. Максимальное количество баллов – 5.
2.Проверка домашнего задания – пантомима. Необходимо без слов инсценировать пословицу. Оцениваются актерские способности участников, а также время, которое потребуется другой команде, чтобы отгадать пословицу. Максимальное количество баллов – 3.
3.Разминка – в этом конкурсе ведущий поочередно задает вопросы игрокам первой и второй команды. Они также по очереди должны быстро отвечать. Каждый правильный ответ – 2балла. Если участник затрудняется ответить, ему может помочь любой другой член команды, но в этом случае команда получает только 1балл.
Времени на раздумье не дается. Если ответа нет, значит, ведущий сам дает правильный ответ.
4.Образование слов. Каждой команде на карточках даются слова, записанные в столбик. Задача – соединить слова таким образом, чтобы образовались новые. Какая команда сделает это быстрее, та и победит. Победившая команда получает 1балл.
Игра со зрителями.Зрителям предлагаются пары слов, с которыми надо составить пословицы. Особенно активный зритель может добавить 1балл к команде, за которую болеет.
5.Шарады.Каждой команде на карточках даются шарады. Побеждает та команда, которая первой отгадает все слова. Победившая команда получает 4балла. Другая команда получает столько баллов, сколько шарад к этому времени успела отгадать. Время, отпущенное на выполнение задания,– 3 минуты.
Игра со зрителями.Отгадать загадки, связанные с профессиями людей.
6.Лесенка. Командам предлагаются плакаты, которые вывешиваются на стене. На плакатах в столбик пять раз написаны буквы: на первом – «а», на втором – «о». Каждая команда (игроки по очереди) должна составить лесенку: записать слова таким образом, чтобы первое слово состояло из трех букв, а каждое последующее на одну букву длиннее. Все слова должны быть именами существительными. Команда, первая правильно написавшая все слова, получает 5баллов. Вторая команда получает столько баллов, сколько слов успела написать. Если в слове допущена орфографическая ошибка, то оно не засчитывается.
7.Ребусы. Для каждой команды выносятся плакаты с ребусами. Команды должны отгадать свой ребус. Кто первым отгадал, тот побеждает и получает 1балл.
8.Конкурс капитанов.На этот конкурс отводится 3минуты. За это время капитаны команд должны придумать и записать как можно больше пословиц, в состав которых входят числительные. По истечении этого времени капитаны зачитывают свои пословицы. Повторять пословицы нельзя. Тот, кому нечего будет сказать, проиграл. Победитель получает 2балла.
Игра со зрителями. Выразительное чтение стихотворения. Каждый зритель может помочь одной из команд увеличить количество баллов. Самое лучшее, выразительно прочитанное, по мнению жюри, стихотворение может добавить 3балла команде, стихотворение, которое займет второе место,– 2балла, третье – 1балл.
9.Ударение. Каждой команде на карточке даются слова, в которых надо расставить ударение. Время на выполнение – 30секунд. После этого команды зачитывают свои слова. За каждый правильный ответ команда получает 1балл.
10.Анаграммы. Каждой команде на карточках предлагаются анаграммы. Побеждает та команда, которая первой отгадает все слова. Победитель получает 2балла; другая команда – столько баллов, сколько анаграмм к этому времени успела отгадать. Время, отпущенное на выполнение задания,– 2минуты.
Задания
1.Приветствие команд.
2.Проверка домашнего задания – пантомима.
Пословица для команды 1: Любишь кататься – люби и саночки возить.
Пословица для команды 2: Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
3.Разминка.
Вопросы для команды 1.
1.Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2.Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
3.В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно‑гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Аленушка и братец Иванушка» – попил из лужи и превратился в козленка)
4.Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила горшки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
5.Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собирать урожай? (Буратино)
6.Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи. («Приключения Чиполлино» Джанни Родари).
7.Назовите автора и название сказки, которая начинается так:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк,
Младший вовсе был дурак. (П.П.Ершов «Конек‑Горбунок»)
8.Как называлась харчевня в сказке А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», куда пошли поесть Буратино, лиса Алиса и кот Базилио перед тем, как отправиться в Страну Дураков? («Три пескаря»)
Вопросы для команды 2:
1.Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
2.В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря деловым языком, проблемы жилищно‑коммунального хозяйства? («Теремок»)
3.Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
4.Какому герою французской сказки очень нравилась обувь и как его за это
прозвали? (Кот в Сапогах)
5.К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
6.Кто был по профессии Лемюэль Гулливер? (Врач, хирург)
7.Какими словами начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане…»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)
8.Назовите имя автора знаменитой сказки «Щелкунчик и Мышиный король». (Эрнест Теодор Амадей Гофман)
4.Образование слов.
Имеется много существительных, при соединении которых образуются совершенно новые слова (например, бой+кот= бойкот).
Вол ус
Лов ель
След точка
Пост осы
Пар кость
Вес ушки
Верх рак
Приз опыт
(Волосы, ловкость, следопыт, постель, парус, весточка, верхушки, призрак)
Игра со зрителями.
Со следующими парами слов зрители должны составить пословицы:
Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)
Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом)
Труд – лень. (Труд человека кормит, лень портит)
5.Шарады.
Шарады для команды 1.
1.Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пирог)
2.Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в гудении ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение)
3.Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Так нужен для воды. (Насос)
4.Две ноты и предлог,
Соединяясь, дадут гудок. (Сирена)
Шарады для команды 2.
1.Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)
2.Первое – нота, второе – тоже,
А целое – на горох похоже. (Фасоль)
3.Слог первый мой – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом. (Задача)
4.Мой первый слог – предлог–
Совсем для вас не новый.
Второй – градусник покажет у больного.
А целое мое – стихийная беда.
Его потушите, коль близко есть вода. (Пожар)
Игра со зрителями.
Необходимо отгадать загадки, связанные с профессиями:
1.Он опускается в забой, его работа под землей. (Забойщик)
2.Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка. (Слесарь)
3.Мастер, мастер, помоги – прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди – мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
6.Лесенка.
Вписать в сетку слова, начинающиеся на данную букву. Первая команда – буква «А», вторая команда – буква «О».
7.Конкурс капитанов.
Вспомнить и записать пословицы с числительными. Капитаны читают пословицы по очереди. У кого первого закончатся пословицы – тот проиграл.
Игра со зрителями.
Выразительное чтение стихотворений наизусть – конкурс на лучшее выступление.
8.Ударение.
Слова для команды 1.
Договор, мельком, тефтели, индустрия, кулинария, баловать, ветеринария, заржаветь, приданое, статуя.
Слова для команды 2.
Углубить, вдесятеро, красивее, черпать, боязнь, баловень, щавель, обеспечение, столяр, творог.
9. Анаграммы.
Анаграммы для команды 1.
1)Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне–
И воду подавать я буду. (Сосна – насос)
2)Легко дыша в моей тени,
Меня aты летом хвалишь.
Но буквы переставь мои–
И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
Анаграммы для команды 2.
1)Слева направо прочитаешь:
Зимой на печке он сидит;
Читай обратно и узнаешь–
Без ног по проводу бежит. (Кот – ток)
2)Лежу я на земле,
Прибитая к железу,
Но буквы переставь–
В кастрюлю я полезу. (Шпала – лапша)
Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей. Самому активному зрителю выдается поощрительный приз.
Информация
для творческой лаборатории
На праздниках, посвященных русскому языку и литературе, можно использовать и такие задания, как «Вспомни автора», «Составь пословицу».
Рассмотрим каждый из конкурсов.
«ВСПОМНИ АВТОРА»
Задача участников – назвать автора, которому принадлежат следующие слова (игра проводится по принципу викторины):
1.Человек– это звучит гордо. (А.М.Горький)
2.Сам погибай, а товарища выручай. (А.В.Суворов)
3.Если звезды зажигают – значит, это кому‑нибудь нужно. (В.Маяковский)
4.Рожденный ползать – летать не может. (А.М.Горький)
5.Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.
(Козьма Прутков)
6.Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. (Н.А.Некрасов)
7.Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей. (А.С.Пушкин)
8.Обстоятельства переменчивы, принципы никогда. (О.Бальзак)
9.В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П.Чехов)
10.Труд облагораживает человека. (В.Г.Белинский)
11.Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид. (М.Ю.Лермонтов)
12.Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. (А. деСент‑Экзюпери)
13.Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь)
14.Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)
15.Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)
16.Дело помощи утопающим – дело рук самих утопающих. (Ильф и Петров)
17.Никто не обнимет необъятного. (Козьма Прутков)
18.И счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапах ходят. (И.А.Крылов)
19.В ранце каждого солдата лежит жезл маршала. (Наполеон)
20.Да ведь король‑то голый! (Г.‑Х.Андерсен)
«Составь пословицу»
Участникам игры раздают по листку бумаги, на котором написано по два слова из известных пословиц. Задача играющих – как можно быстрее составить пословицы, в которых бы встречались указанные слова.
1.Перо – топор. (Что написано пером, не вырубишь топором)
2.Шило – мешок. (Шила в мешке не утаишь)
3.Мир – ссора. (Худой мир лучше доброй ссоры)
4.Время – потеха. (Делу время, потехе час)
5.Слово – воробей. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
6.Читает – знает. (Кто много читает, тот много знает)
7.Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров)
8.Труд – пруд. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда)
9.Огонь – вода. (Правда в огне не горит, в воде не тонет)
10.Свет – тьма. (Ученье – свет, а неученье – тьма)
11.Хлеб – голова. (Хлеб всему голова)
12.Дело – смело. (Кончил дело – гуляй смело)
13.Брод – вода. (Не зная броду, не суйся в воду)
14.Долг – платеж. (Долг платежом красен)
15.Журавль – синица. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
16.Сеять – жать. (Что посеешь, то и пожнешь)
17.Телега – сани. (Готовь летом сани, а зимой телегу)
18.Терпенье – труд. (Терпенье и труд все перетрут)
19.Труд – лень. (Труд кормит, а лень портит)
20.Друг – беда. (Друг познается в беде)
| |
|