Человек и закон
- сценарий - деловая игра для учащихся старших классов
«Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам»
Д. Савонарола.
«Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон»
О. Бальзак.
Цель проведения конкурса:
- способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов.
- способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
- способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы.
Подготовительный период:
- Группы получают следующее задание. Подготовить проекты конституций школы, класса, необитаемого острова.
- Придумать сюжет о том , как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.
- Подобрать пословицы и поговорки, выражающие мысль: когда не соблюдаются нравственные законы, это не приводит к добру.
Назначаются 3 судьи. Готовится наглядное оформление( рисунки, изречения)
Содержание конкурса.
1 тур. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.
Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом- зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.
Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и на соблюдает его законов.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон.
Итак, 1 задание: Как изображалась богиня? Как зовут богиню правосудия в греческой мифологии? Что означают символы, с которыми она изображается?
2 тур. Однако, можно сказать, что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда Третьего «Кулак нам совесть, и закон нам-меч!». Или пословица: «С сильным не борись, с богатым не судись».Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу. Мир подвержен опасности со стороны различных темных сил. Жизнь общества регулируется законами. Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.
Итак, 2 задание: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? ( напишите) Составьте статью Конституции из отдельных слов, фраз. Зачитайте, прокомментируйте ее смысл.
3 задание. Защита конституций школы, класса, необитаемого острова.
3 тур. Помимо общественных, государственных норм и права есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех. Кто нарушал их. Конкурс пословиц и поговорок.
4 тур. Иногда проявление таких человеческих пороков, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям
1.Конкурс сюжетов на данную тему.
2.Определите случаи наступления моральной и правовой ответственности.
3.Сказки. Совершают ли данные персонажи какие-либо противоправные действия? Если совершают, то какие?
4. Нарисуйте противоправную ситуацию.
Судьи подводят итоги и объявляют результаты конкурса.
Приложения
«Ивашка и ведьма»
Захотелось ведьме завладеть мальчиком. Ивашко приплыл, она рыбу забрала, его самого схватила и унесла к себе. Пришла домой и заставляет свою дочь Аленку: « Истопи печь пожарче да сжарь хорошенько Ивашку, а я пойду соберу гостей – моих приятелей». Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Ивашке: « Ступай, садись на лопату!»- « Я еще мал и глуп, - отвечает Ивашко, - я ничего не умею – не разумею, поучи меня, как надо сесть на лопату» - « Хорошо,- говорит Аленка, - поучить недолго!»- и только села на лопату, Ивашко бросил ее в печь и закрыл заслонкой, а сам вышел из хаты, запер двери и влез на высокий-высокий дуб.
«Красная Шапочка»
- Бабушка, какие у вас большие зубы!
- Это для того, чтобы съесть тебя, дитя мое!
С этими словами Волк бросился на Красную Шапочку и проглотил ее. Но, по счастью, в это время мимо домика проходили дровосеки с топорами на плечах. Они услышали шум, вбежали в домик и убили Волка.
«Бармалей» .К.Чуковский
Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:
« Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!
Милый , милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»
Но ответил людоед:
« Не-е-ет!»
« Золотой ключик» А. Толстой
Когда куклы приволокли Буратино и бросили на пол у решетки очага, синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли.
-Перестань визжать, говорю тебе!…Аап-чхи! А что – отец у тебя жив?
-Мой бедный отец еще жив, синьор.
-Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят… Аап-чхи!
-Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.
«Лиса , заяц и петух»
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…
«Крошечка-хаврошечка»
Осталась она сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. |