Посвящение в первоклассники, или В школу с Буратино
- школьный сценарий
Часть первая
О том, как дети в Германии первый раз идут в школу, можно написать отдельную статью, но сейчас я коротко расскажу, как это было у моей дочки.
Каждый год, отдельно на каждой земле Германии (а их 16), меняется дата первого дня школы (с начала августа до середины сентября). Каждый 1-й класс отдельно собирается в спортзале на 5 минут, затем идут в класс с учительницей (на 30 минут), и по домам... Причем остальные классы (кроме первых) учатся с самого первого дня.
Никого не хочу обидеть, но ни линейки, ни плакатов "В добрый путь!", ни шариков, ни цветов (не положено так), ни общих фотографий не было. Честное слово, я была расстроена... В моей школе (в России) проходило всё по-другому. Решили поехать в Макдональдс, потом папа - на работу, а мы развлекались дома.
Я заранее немного подготовилась к этому дню, чтобы сделать его праздничным, запоминающимся:
- сделала стенгазету в виде книги с пожеланиями в стихах на двух языках,
- смастерили из шариков смешных человечков,
- учили с дочкой стихи про школу,
- конечно же, были подарки первокласснице.
До вечера веселились, слушали и пели песни о школе ("Чему учат в школе", "Дважды два - четыре" и т.д.), отгадывали загадки про школьные принадлежности, фотографировались. А вечером, когда пришли бабушка и дедушка, мы пили чай с тортом, который я сделала тоже в форме книги, с буквами и цифрами.
Часть вторая
Время летит, и вот через два года мой сын - тоже первоклассник. Очень хотелось, чтобы этот день ему запомнился. Сценарий праздника я решила сделать более расширенным. Готовиться я начала за два месяца, и мне ОЧЕНЬ помог портал "Солнышко"! Дорогие мамочки, огромное вам спасибо за сценарии, которые вы присылаете на сайт! Тщательно изучив весь материал на данную тему, я выбрала то, что заинтерессавало меня, постепенно появлялись новые идеи, и вот что у меня получилось...
На празднике было пять русскоговорящих детей-школьников. Двое из них (мой сын и его подружка с садика) - первоклассники, остальные - 2-4 класс. Первоклассники были в центре внимания - для них и готовился сценарий, но и про других школьников я не забыла - им же тоже нужно было поднять настроение перед школой. Проводили этот праздник накануне.
Действующие лица:
БУРАТИНО (мама) / сшила колпак, из бумаги длинный нос на резиночке.
Подготовка:
- колокольчик,
- набор букв,
- школьные принадлежности для игры,
- компак-диск с песнями ("Буратино", "Чему учат в школе", "Дважды два - четыре", "Если с другом вышел в путь"),
- белые карточки с предложениями с пропущенными прилагательными,
- белые карточки с предложениями с пропущенными прилагательными и существительными,
- зелёные карточки с прилагательными,
- синие карточки с существительными.
* * *
Звучит песня "Вот оно какое, наше лето" (в школу-то идти 17 августа). Заходит Буратино.
Буратино: Лето быстро пролетело,
Ребятишки, все за дело,
Собирайтесь кучками
С тетрадками и ручками!
Ребята, вы узнали меня? Да, я вырос, стал взрослым. А когда я был маленьким, у меня было очень много интересных приключений. Вы помните сказку про меня? Куда отправлял меня папа Карло? Чему учила меня Мальвина?
Ответы детей.
Буратино: Ох, как я не хотел учиться! Но потом я все-таки пошел в школу, и мне очень там понравилось. И я сейчас вам расскажу обо всём, что происходит в школе. А как вы думаете, зачем нужно в школу ходить, чему там учат детей?
Ответы детей. После чего слушаем и поем песню "Чему учат в школе".
Буратино: Конечно, для школы всем нужен рюкзак, у меня тоже был. А что туда кладут? Сейчас я вас буду спрашивать, а вы отвечайте "да" или "нет"!
На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)
Игра "Соберись в школу".
Для этого нужен пустой рюкзак-ранец, и на расстоянии разложить пенал, книгу, краски, пластилин, можно и сок (у каждого игрока одинаковый набор предметов).
Цель: собрать всё, но брать по одному предмету.
Буратино: А теперь, собрав рюкзаки, мы все отправляемся на первый урок!
Урок сказок
Буратино: Чтобы читать сказки, вам нужно сначала выучить буквы. А-а-а, вы их знаете уже? Сейчас мы это проверим!
Игра в буквы.
Показывается любую букву (или пишется на бумаге, мы писали на детской школьной доске), дети (по очереди) называют слово на эту букву.
Буратино: Действительно, буквы вы знаете! А знаете ли вы сказки?
Игра "Угадай сказку".
Читается фраза или одно предложение, нужно угадать, из какой сказки этот отрывок.
Для младшего возраста:
- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?.. ("Морозко")
- На столе стояло 3 миски с кашей... ("Три медведя")
- А почему у тебя такие большие глаза? ("Красная шапочка")
и так далее.
Для старшего возраста:
- Жили в том дворце дочери морского царя... ("Русалочка")
- Кажется, дождь начинается... ("Винни Пух")
- Повадился ту пшеницу кто-то по ночам топтать... ("Конёк-Горбунок")
и так далее, заготовок сделайте побольше.
Игра "Сказки-перепутки".
Задача: отгадать, из скольких сказок состоят эти рассказики.
Легла Снежная королева спать на горошинку, но заснуть не смогла, потому что Бременские музыканты всю ночь играли музыку под окном, а Кот в сапогах танцевал с Золушкой, а Мальчик с пальчик с Красной шапочкой пели песни.
(7 сказок: "Снежная королева", "Принцесса на горошине", "Бременские музыканты", "Кот в сапогах", "Золушка", "Мальчик с пальчик", "Красная шапочка").
(другие сказки-перепутки см. в сценарии "День рождения второклашки")
Игра " Доскажи имя".
Микки ... (Маус)
Гадкий ... (утёнок)
Крокодил ... (Гена)
Почтальон ... (Печкин)
Доктор ... (Айболит)
и так далее.
Переменка (звенит колокольчик)
Игра "Верю - не верю"
Верите ли вы, что...
- в Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (да)
- в Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (нет)
- авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (да)
- шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (да)
- в Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (да)
- в некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (нет)
Звучит песня "Дважды два - четыре". Буратино: Ребята, вы догодались, какой урок сейчас будет?
Урок математики
Для младших:
У Сережи карандашик
И еще один - у Даши.
Сколько же у малышей
На двоих карандашей?
У меня есть две игрушки,
Завтра дам одну Ванюшке.
День рождения у Вани,
Отнесу ему коня.
Сколько же игрушек станет
Завтра дома у меня?
Сестры-белочки сидели
Вшестером в дупле на ели.
К ним еще одна примчалась -
От дождя она спасалась.
Все теперь сидят в тепле.
Сколько белочек в дупле?
Для старших:
У меня есть две конфетки,
Дам одну сестренке Светке.
Я не жадный, и за это
Дал мне папа две конфеты!
И теперь конфеток стало
Даже больше, чем сначала!
За окном сидели птички,
Голубь, дрозд и три синички.
Спросим мы учеников
И прилежных учениц:
"Кто ответить нам готов,
Сколько за окошком птиц?"
Пять мальчишек было в классе,
В класс вошел еще и Вася,
А потом Илья и Миша.
Сколько же теперь мальчишек?
(автор задачек - Наталья Иванова)
Переменка
Игра "Угадай, что в рюкзаке".
Не подглядывая, на ощупь нужно определить, что в рюкзаке.
Я положила туда школьные принадлежности - карандаши, точилки, ластики и т.д. - задание легкое.
Был и второй вариант: предметы клали на стул по отдельности (дети не смотрят), накрывали платком, и тот, кто садится на стул, должен угадать, на чём он сидит.
Урок спорта (проводили на улице)
Выбрав букву в рюкзаке (с закрытыми глазами), изображали её. Некоторые буквы изображали парами.
Переменка
Игра "У кого смешнее".
1-й вариант:
Раскладываются два вида карточек обратной стороной (1 - предложения с пропущенным прилагательным, 2 - прилагательные).
Дети берут по одной карточке из каждой кучки и читают.
Например:
- Я люблю ... мокрый ... банан.
- Я читаю ... горячую ... книгу.
2-й вариант:
3 вида карточек (1 - предложения с пропущенными прилагательными и существительными, 2 - прилагательные, 3 - существительные).
Например:
- Уши растут на ... сладких ... тарелках.
- Я пишу ... ледяным ... фонариком.
И так далее.
Звучит песня" Если с другом вышел в путь".
Урок загадок
Буратино: Сейчас мы проверим, как вы знаете школьные предметы и принадлежности.
Я весь мир слепить готов -
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин -
У меня есть... (пластилин)
Я большой, я ученик! В ранце у меня... (дневник)
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за... (парту)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... (пенал)
(автор загадок - Наталья Иванова)
Переменка
Игра "Зевака".
Если подходящее слово, то называть его за ведущим. Если нет, то молчать.
летит / самолёт, попугай, ворона, корова, гусь, воробей, лягушка, пингвин, утка, вертолёт, пароход, курица, шапка, стрела. едет / машина, поезд, пароход, корова, велосипед, санки, мотоцикл, дом, метро, такси, крыша, эскалатор, лыжи, печка. плывет / пароход, портфель, утка, лебедь, топор, крокодил, кит, облако, камень, бревно, льдина, жираф, дельфин, лодка.
Урок музыки
Буратино: На уроке музыки поют, об этом всем известно. А кто знает, какая у меня любимая песня? Правильно, песня про меня!
Звучит песня "Буратино" (поём все вместе, дети повторяют движения за Буратино).
Буратино: Я вижу, что вы готовы к школе, прошли мою подготовку. Молодцы! С радостью вам скажу, что вы теперь настоящие первоклассники, и завтра вы пойдете в настоящую школу, поэтому нам нужно всем вместе сейчас произнести клятву первоклассника.
КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА
(повторяют за Буратино)
Мы, первоклассники ...schule, перед лицом родителей, одноклассников и друзей торжественно клянёмся!
Никогда не ходить в школу с невыученными уроками. Клянёмся!
Никогда не заканчивать полугодие с плохими оценками. Клянёмся!
Никогда не открывать учебники грязными руками. Клянёмся!
Мы - первоклассники, девочки, мальчики.
Клянемся быть послушными, веселыми, нескучными,
Маме с папой помогать, малышей не обижать. Клянёмся!
Буратино: И еще один обязательный школьный ритуал, без которого невозможно посвящение в первоклассники. Это - помазание мелом (мажет детям носики и щёчки).
Потом и остальные дети (2-4 класс) повторяли клятву и мазались мелом.
Буратино: Но и это ещё не всё. Я приготовил вам подарки!
Буратино угощает всех сладостями.
Буратино: И ещё!
- Если ты его отточишь, нарисуешь всё что хочешь,
Солнце, море, горы, пляж. Что же это?
(всем детям раздаются карандаши)
- Если буквы - закорючки, то меня возьмите в ручки,
По бумажке скок да скок, вот и чистенький листок!
(всем детям раздается по резинке)
- Эту новую тетрадку нужно содержать в порядке,
Ну а если в ней черкать, то неряхой можно стать.
(всем детям раздается по тетради)
А также всем досталось расписание уроков и разукрашка Буратино, которые я нашла на сайте "Солнышко". Спасибо!
И в заключение Буратино желает первоклассникам и школьникам:
- Чтоб чему-то научиться, надо в школе не лениться
И урок внимательно слушать обязательно!
- Вы теперь не просто дети, вы теперь ученики!
И у вас теперь на партах книжки, ручки, дневники.
- Скоро в школу вы пойдете, просим не лениться,
Я желаю вам, ребята, хорошо учиться!
Звучит песня "Из чего же сделаны наши мальчишки".
И ВОТ НАСТУПИЛО ЗАВТРА, НАСТАЛ ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕНЬ...
В 8 утра все уже были на месте (в школьном спортзале). Всё было, как и у дочки...
Конечно же, я подготовила для сына стенгазету (в виде школьной доски) со стихами на двух языках.
Празднично украсила комнату шарами, флажками, буквами и цифрами, кулёчками (обязательный атрибут первоклассника).
Сделали пригласительные на первую "линейку" (для деда и бабы). Вечером было праздничное чаепитие... |