Сценарий открытого урока "Народное творчество»
Сценарий открытого урока «Народное творчество» - разработка фольклорного праздника «Покров» - «Осеннины»
Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Задача: Эстетическая, а так же идейно-нравственная.
В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Наполняя ума и сердца детей с малолетства настоящими образцами русского фольклора, мы развиваем их нравственно. Личность, обладающая знанием высокохудожественных образов и эстетических представлений, умеющая понимать и оценивать подлинную ценность предметов и явлений, может противостоять вредному воздействию массовой "субкультуры".
Осенины.
(Сценарий открытого урока "Народное творчество" - праздник Покрова)
С песней выходят все участники праздника и заводят общий хоровод, поют русскую народную песню " Вдоль по улице молодчик идет".
На слова "Ой, жги, жги, говори!" хоровод останавливается, и дети хлопаюв ладоши. Исполняя каждый новый куплет, они меняют направление движения (по часовой стрелке или против). Если в празднике много участников, можно образовать два или три хоровода.
1-й ведущий. Вот и лето прошло. Осень - красна девица просится на двор.
Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.
2-й ведущий. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит,
рвет. Сверху льет, снизу метет.
1-й ведущий. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости
прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время
и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а
весной и любой куска хлеба напросится.
2-й ведущий. Неспроста в народе говорят: «Холоден батюшка-сентябрь, да
кормить горазд».
Дети под аккомпанемент поют р.н.п. «Патока с имбирем» инсценируют ее.
3-й ведущий. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.
4-й ведущий. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством.
Ведущие проводят с детьми конкурс поговорок и загадок о хлебе, о том, что собирают осенью.
Хлеб всему голова.
Без соли, без хлеба – худая беседа.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Худ обед, когда хлеба нет.
Меня бьют, колотят, режут.
А я всё терплю,
Людям добром плачу.
(Хлеб)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картошка)
Над землёй трава,
Под землёй алая голова.
(Свекла)
В роще у березки
Повстречались тезки!
(Подберезовики)
5-й ведущий. Веселье – от всех бед спасенье.
6-й ведущий. Всякая душа празднику рада.
7-й ведущий. Не скучай народ – заводи хоровод.
8-й ведущий. Дружно за руки берись, в хороводе веселись.
Дети заводят хоровод и поют р.н.п. «Плетень».
Ведущий то запутывает, «заплетает» хоровод, то в соответствии со словами песни «расплетает» его.
1-й ведущий. Кто всю ночь по крыше бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
(Дождь)
2-й ведущий. Осень идет и дождь за собой ведет.
3-й ведущий. Знать, осень в сентябре по грязи, в октябре на одном часу и дождь
и снег.
4-й ведущий. На дворе дождь силен, не дробен. Не ситечком сеет, ведром
поливает.
Детский оркестр народных инструментов исполняет обработку р.н.п. «Дождик».
1-й ведущий. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
2-й ведущий. В ноябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал
праздник Покрова. На Покров земля покрывается — где листком,
где снежком.
3-й ведущий. На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима.
4-й ведущий. В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили
да приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а
хозяина добром!»
5-й ведущий. На Покров люди печи топили и блины пекли.
6-й ведущий. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: "Покров,
натопи избу без дров!"
7-й ведущий. К предстоящей зиме готовились не только люди , но и звери.
8-й ведущий. Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить.
Несколько детей инсценируют русскую народную сказку «Зимовье зверей» из собрания А. Н. Афанасьева.
1-й ведущий. В ноябре ярмарки Покровские проводились.
2-й ведущий. Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.
3-й ведущий. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питье, самовары
да горшки крепкие.
4-й ведущий. Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показывать!
Участники праздника играют в народную игру «Горшки». Звучит мелодия р.н.п. «Пряха». На ее фоне разговаривают ведущие.
5-й ведущий. Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
6-й ведущий. Все девки по понедельникам, средам и пятницам прясть
собирались.
7-й ведущий. Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом
своим шитьем и вышивкой хвалились.
8-й ведущий. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да
любезничали.
1-й ведущий. Весело поется — весело прядется.
Дети поют и инсценируют р.н.п. "Молодая канорейка".
2-й ведущий. Покров — свадеб покровитель. Считалось, что если весело
Покров проведешь - дружка найдешь.
3-й ведущий. Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.
4-й ведущий. А девицы-красавицы просят, не напросятся: "Покров-батюшка,
одари землю снежком, а меня женишком".
5-й ведущий. В это время молодые парни невест себе выбирать ходили.
Ходили, сватали девушек да приговаривали: "Отдайте молоду на
чужую сторону, во большую семью. Скрасит девку венец да
молодец".
Дети поют и водят хоровод р.н.п. "Как по морю синему".
6-й ведущий. У нашего двора нет веселью конца.
7-й ведущий. Игрушки да смешки, шутки да потешки.
8-й ведущий. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась.
1-й ведущий. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками
забавлялись.
Ведущие проводят конкурс частушек.
2-й ведущий. Осень велика – зима долга, но весна придет – свое скажет.
3-й ведущий. Гуляй, народ, пляши, веселись от души.
Участники праздника танцуют финальную кадриль (р.н.п. «Как у нашего двора»). Группа детей аккомпанирует им на народных инструментах |