Общешкольное родительское собрание
Добрый день, уважаемые гости, коллеги, ребята. Сегодня у нас с вами необычная встреча. Встреча, на которой присутствуют родители, ученики старших классов, учителя.
Проблема отцов и детей – это вечная проблема. Она волновала родителей и детей во все времена. Разговор о наболевшем, о решении назревших проблем идет и в школе в общем, и в классах, и на индивидуальных беседах и консультациях. Сегодня мы решили попробовать такую форму, когда собрали вместе учеников, родителей, учителей. Эпиграфом к встрече отцов и юношей мы взяли татарскую народную поговорку: «Ирлэр кинэше ил корган». (Когда советуются мужчины, рождается истина)
Она говорит о высоком значении мужской половины нашего общества, о важности тех проблем, которые решают мужчины в обществе и в семье. Так как в гостях у нас папы, мы постараемся поднять проблемы, которые нас очень волнуют.
У нас на сцене две группы: группа юношей-старшеклассников и группа отцов. (Представление участников беседы; ребята показывают небольшую сценку: «Один день из жизни ученика Апастовской школы»)
Один день из жизни ученика Апастовской школы
Реплики юношей (сборная 9-11 классов)
Глава администрации: «24 часа в сутки в Апастовском районе должен быть порядок!»
Директор: «Кто твой классный руководитель?»
Учитель: «Ах, опять субботник»
Ученик: «Баш каткан!» (Голова кругом!)
Инспектор ОППН: «Син кем малае?» (Ты чей сын?)
Завуч: «Разгильдяи!»
Уборщицы: «Аяк киеме?не сал!» (Сними первую обувь)
Мама: «Улым, ашады?мы?» (Сынок, ты обедал?)
Папа: «Не заставляй меня краснеть!»
Вместо многоточий герои вставляют свои реплики.
4.00-Директор …спит, Глава администрации …спит, Учитель …спит, Завуч …спит, Уборщица …спит, Папа …спит, Мама …спит, Инспектор ИДН …спит. Ученик …ложится спать.
6.00-Директор…просыпается, Глава администрации …просыпается, Учитель …просыпается, Завуч …просыпается, Уборщица …просыпается, Папа …просыпается, Мама …просыпается, Инспектор ИДН …просыпается. Ученик …спит.
8.00-Директор …на работе, Глава администрации …на работе, Учитель …на работе, Уборщица …на работе, Завуч …на работе, Папа …на работе, Мама …на работе, Инспектор ИДН …на работе. Ученик …встает и идет в школу.
14.00-Директор …, учитель…, завуч… ушли на совещание. Глава администрации …на работе, уборщица …на работе, папа …на работе, мама …на работе, инспектор ИДН …на работе. Ученик …идет домой.
18.00-Директор …дома, уборщица …дома, папа …дома, мама… дома, учитель …дома, завуч …дома. Глава администрации …на работе, Инспектор ИДН …на работе, ученик …идет на кружки по интересам.
20.00-Директор …смотрит телевизор, уборщица …смотрит телевизор, папа …смотрит телевизор, мама …смотрит телевизор, завуч …составляет расписание. Глава администрации …на работе. Ученик …возвращается домой, встречает Инспектора ИДН…
21.00-Ученик …делает уроки, Директор …спит, уборщица…спит, папа …спит, мама…спит, завуч…составляет расписание, Учитель …пишет конспекты, Инспектор ИДН …спит. Глава администрации …на работе.
23.00-Ученик …продолжает делать уроки, Директор …спит, уборщица …спит, папа …спит, мама …спит, инспектор ИДН …спит, завуч …спит. Глава администрации …спит. Учитель …пишет конспекты.
4.00-Ученик …ложится спать. Директор …спит, Уборщица …спит, Папа …спит, Мама …спит, Инспектор ИДН …спит, Завуч …спит, Глава администрации …спит. Учитель …ложится спать!
Ведущий. При анкетировании ребят мы выявили некоторые проблемы, требующие совместного обсуждения. Например, проблемы, связанные с материальным благосостоянием. Сейчас вы познакомитесь с одной из этих ситуаций, и я попрошу вас высказать свое отношение к ней. (Ситуация 1: купите мотоцикл - буду хорошо учиться.)
Отношение к показанной ситуации высказывают отцы и ученики.
Ведущий делает вывод, затем девушки 9А исполняют арабский танец.
Ведущий. Заметное количество опрошенных старшеклассников хотели бы найти взаимопонимание со своими папами. Посмотрите еще одну ситуацию. Понимают ли эти люди друг друга? Оцените их позиции. (Ситуация 2: «Неужели тебе не было 16 лет?»)
Первыми отвечают юноши, затем папы
Вывод: у ребенка нет сознательного понимания необходимости образования, а у родителя неверная позиция – оказание давления, нет стремления понять.
Ведущий. Как можно было по- другому преподнести свою проблему?
(войти в контакт). (Девушки исполняют песню на татарском языке).
Ведущий. Все, опрошенные нами старшеклассники, на вопрос: «Чего бы ты хотел больше всего в жизни?» Ответили: « Счастья и чтобы не было никаких проблем». Но ведь проблемы, зачастую, мы создаем себе сами. (Ситуация 3: «Поступаю, как хочу!»
Ведущий. Ребята, что вы можете сказать по поводу этой ситуации?
А как думают родители? (Ведущий делает вывод, ученицы 10 класса исполняют песню на татарском языке).
Ведущий. Чтобы не возникало подобных конфликтов в общении подростков и их родителей, можно прибегнуть к использованию «Я - высказываний».
Под «Я – высказыванием» будем понимать такой способ выразить словами свои чувства, мысли, переживания, который является альтернативным «ты – высказываниям», традиционно применяемым при конфликтах. Если «ты – высказывания» перекладывают ответственность на другого, то «я – высказывания» позволяют обозначить проблему и при этом принять ответственность на себя.
«Я – высказывания» обычно включают в себя три компонента:
- описание ситуации,
- называние своих чувств в этой ситуации,
- называние причин этого чувства.
Это может выглядеть примерно так:
Когда я вижу что…
Когда это происходит…
Когда я сталкиваюсь с …
Я чувствую…
Я не знаю, как реагировать…
У меня возникает проблема…
Потому что…
В связи с тем, что…
Вместо того, чтобы сказать: «Ты плохой!», надо сказать: «Я чувствую, что со мной поступают несправедливо». Сейчас я предлагаю вам поупражняться в построении
«Я - высказываний». Потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я – высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты – высказывания» в «я – высказывание». Команды получают листочки с заданием: « Преобразуйте высказывание»
«Ты – высказывание» «Я – высказывание»
Почему все должен делать я?
Когда ты перестанешь поздно приходить домой?
Ты выполнил домашнее задание?
Ты можешь только кричать!
Тебе все равно, что я думаю!
Пока команды будут готовиться, ученицы 9 класса исполнят танцевальный номер.
Выслушав ответы юношей и родителей делаем вывод по «Я - высказываниям»:
Мне нужна твоя помощь!
Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься.
Меня волнует твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь?
В последнее время я не чувствую от тебя прежней заботы. Может, ты обиделась, что я не убрал у себя в комнате?
Меня беспокоит твой озабоченный вид. Может у тебя трудности на работе, могу я чем-нибудь помочь?
Отлично справились, молодцы!
Как вы думаете, какие проблемы волнуют современную молодежь? Давайте сначала дадим слово папам, затем выскажутся юноши.
Ведущий. Одной из проблем, которые волнуют наших старшеклассников, являются наркотики.
Уважаемые папы, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Как бы вы поступили, если бы вдруг узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики?»
Вопрос юношам: «Что бы вы ответили, если бы вам предложили использовать наркотик?». (Ребята готовят варианты ответов – отказов)
Пока команды готовятся, Салимуллин Рамиль исполняет свою любимую песню.
Ведущий дает слово родителям, затем юноши демонстрируют варианты ответов-отказов от наркотиков.
Ведущий. Мы много говорили о стремлении понять и помочь друг другу. А теперь попробуем составить портрет идеального родителя и идеального старшеклассника.
(Номер художественной самодеятельности, затем анализ портретов,
составленных папами и юношами.)
Ведущий. Народная пословица гласит: «Сын - памятник отцу». Заканчивая нашу беседу, мне хотелось бы попросить вас высказать свои пожелания: родителей – детям, детей – родителям.
Ведущий. Большое спасибо участникам беседы.
На сцене говорили мужчины, говорили серьезно, неравнодушно, объективно. Состоялся конструктивный диалог; звучали деловые мужские суждения по существу дела, потому что проблема взаимопонимания отцов и детей и ее последствия касаются всех. « Ирлэр кинэшэ ил корган» (Когда советуются мужчины, рождается истина).
Мужчины – опора, надежда семьи. А состояние семьи определяет состояние общества. Будьте здоровы, приходите к нам как можно чаще.
Программа родительского собрания учащихся 9 -11 классов
«Где любовь и совет, там и горя нет»
Русская пословица.
«Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность».
Из Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года.
Здравствуйте, уважаемые родители, гости! Сегодня мы поговорим о проблеме, которая в той или иной степени касается всех нас. Все мы родители, и главная проблема, стоящая перед нами – это счастье наших детей, их здоровье, будущее. «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий – счастливее больного короля», - сказал Артур Шопенгауэр. Я думаю, с ним трудно не согласиться.
Гости, находящиеся не сцене, любезно согласились принять участие в нашей беседе. Мы также надеемся на вашу поддержку и сотрудничество. Давайте познакомимся. (На сцене, за столиком, полукругом расположились родители. По одному представителю от родительских комитетов 9 – 11 классов).
Ведущий. Итак, семейное счастье, из чего оно состоит?
(Родители по очереди высказывают свое мнение).
Ведущий. Говорят, что чем больше детей в семье, тем она счастливее. Верно ли это высказывание?
Ведущий. Некоторые люди считают, что любовь родителей друг к другу должна быть сильнее, чем любовь родителей к детям. Согласны ли Вы с этим высказыванием?
Ведущий. Похожа ли современная молодежь на вас в том же возрасте?
От чего зависят различия?
Как видим, различия есть, и не малые.
Наши ребята – старшеклассники на вопрос «Что вы больше всего цените в своих родителях?» ответили:
Доброту - 1 место.
Заботу – 2 место.
Понимание – 3 место.
Требовательность и строгость – последнее место.
На вопрос «Как улучшить взаимоотношения между родителями и детьми?» ребята ответили, что нужно:
понимание с их стороны – 1 место,
больше общаться - 2 место,
слушаться родителей – 3 место.
«Какие качества родителей хотите перенять?»
Доброту – 1место.
Трудолюбие – 2 место.
Ум и терпение – 3 место.
Ведущий проводит игру «Волшебное кресло». Игра учит находить и озвучивать положительные качества ребенка. Как много хорошего можно сказать, правда? Попробуйте чаще говорить ребенку хорошее о нем. Вы увидите, как он изменится в лучшую сторону.
Ведущий. Скажите, пожалуйста, почему наши дети часто болеют?
Ведущий. Каково отношение к курению в вашей семье?
Ведущий. Наверное, вы согласитесь с тем, что курение и алкоголь в несколько раз облегчают путь к наркотикам. Существует часть подростков, которые говорят, что попробовали спиртное с разрешения родителей; другая часть – впервые попробовали спиртное совместно с взрослыми. Родителям надо крепко задуматься над этим.
Ведущий. Дружит ли ваша семья с физкультурой и спортом?
(Родители отвечают, высказывают свои пожелания).
Ведущий. Я хочу пригласить на сцену семью, которая очень дружит с лыжами. В этой семье мама и папа сами любят ходить на лыжах, сын занял четвертое место в республиканских соревнованиях по лыжам, младшая дочь активно посещает кружок по легкой атлетике. Это семья Кудряшовых. Наталья Константиновна, поделитесь, пожалуйста, опытом. Как вам удалось привить детям любовь к занятиям спортом, заинтересовать их?
Ведущий. Отвечая на вопрос «Как вы проводите свое свободное время с родителями?», ребята отметили:
1 место – у телевизора.
2 место – разговариваем.
3.место – занимаемся домашним хозяйством.
На вопрос: «Есть ли у Вас постоянные трудовые обязанности в семье?»
ответили «Да» - 60 % учащихся
«Нет» - 40 % учащихся.
Хотя мы и живем в сельской местности, оказывается немалый процент учащихся не имеют дома постоянных трудовых поручений. Значит, больше свободного времени появляется у ребят, чем они заняты в это время? Чем-то полезным, нужным, развивающим или маются от безделья? Эти вопросы достойны большого внимания.
Ведущий. Сейчас ребята разыграют несколько ситуаций. А уважаемых родителей мы просим высказать свое отношении к ним.
Ситуация № 1.
Отец поздравляет сына с днем рождения:
«Тебе семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешенье
На прегрешенья взрослых:
На куренье и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за разрешение..
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».
Инсценировка к стихотворению Э. Асадова вызывает улыбку, но вместе с тем оно заставляет задуматься над проблемой…
Какой? (Родители анализируют ситуацию)
Ситуация № 2.
На день рождения дочери родители накрыли стол, поставили вино и ушли.
Ведущий. К чему может привести такая ситуация?
Ситуация № 3. Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью наркотиков.
Родители анализируют ситуацию. Ведущий обобщает, делает вывод.
Ребенок остался один на один со своими проблемами. Преодолению трудностей не научен.
Ситуация № 4. Первый сын – звезда, второй – нелюбимый.
Ведущий. Уважаемые родители, спасибо вам за сотрудничество.
Состоялся серьезный разговор, обмен мнениями о роли родителей в сохранении, укреплении здоровья детей. Здоровья физического и духовного.
Конструктивный диалог по проблеме семейного воспитания, взаимоотношений детей и родителей. Думаю, многие родители, сидящие в зале, солидарны с выводами, которые вы сделали. (Спасибо, займите, пожалуйста, свои места в партере).
Помимо уроков здоровья, классных часов, введенных в расписание, бесед, лекций, КВНов, встреч с врачами и представителями правоохранительных органов мы практикуем и такую форму работы, как театр здоровья. Это когда ребята сами сочиняют и ставят спектакли профилактического характера.
Сейчас мы предлагаем вашему вниманию один из таких мини-спектаклей в исполнении учеников и родителей 10 Б класса.
Провожая родителей, мы раздаем им памятки. |