Правила дорожного движения для малышей
Как и все мальчишки, наш сын бредит машинками, однако машинки - это игра "детская". Поскольку у нас единственный сын, и родители для него еще и друзья-товарищи, то к "машинкам" присоединилось увлечение правилами дорожного движения - игра "взрослая".
В четыре года он изводил папу вопросами, какие дорожные знаки что означают, почему они такие, а не другие, и вообще расскажите, зачем, как и куда. В пять лет он изводил папу своими указаниями типа "уже был желтый, а ты проехал", "там ограничение "50", а ты "60" едешь". Теперь потихоньку подбирается к "можно я сам включу дворники" и "не забудь поставить на ручник".
Несколько дней назад нашему мальчику исполнилось 6 лет. Его увлечение Дорогой не теряет значимости. Поэтому на день рождения мы устроили для него и его друзей Праздник Юных водителей. И интересно, и полезно.
В гости к нам пришли дети разных возрастов - от 5 до 14. Всего 12 человек (не считая родителей). Это очень много для шестилетнего ребенка. Американские психологи советуют приглашать гостей максимум в количестве "сколько ребенку лет плюс один", поэтому мы были морально подготовлены к "хаосовидному положению вещей". Когда дети пришли, мы сразу предупредили их о необходимости дисциплины, чтобы не получился сплошной беспорядок.
Не было и полудня, дети были бодры, не голодны, весьма послушны и готовы к действию.
Разный возраст детей, с одной стороны, заставлял нас придумывать задания и конкурсы, чтобы старшим было интересно, а младшим по силам. Многие хорошие идеи были оставлены про запас, поскольку старшим было бы скучно, младшим было бы трудно. С другой стороны, старшие с удовольствием окунались в атмосферу "ребячества", играли по-настоящему, показывая пример младшим и увлекая их. Дети настроились на серьезный лад, хотя отлично понимали, что это всего лишь игра.
Имея некоторый игровой опыт, положительный и не очень, мы пытались сделать праздник не только веселым, но и максимально полезным информационно.
Кроме того, должен был быть обязательно некий стержень, вокруг которого все бы вращалось; цель, к которой дети шли бы. Если цели нет, то все конкурсы становятся как бы "бездомными", и от этого "бездумными". Если бы мы стали просто проводить конкурсы на знание Правил ДД, дети, особенно маленькие, могли потерять нить происходящего? и праздник не имел бы логики. При отсутствии конечной цели лучше конкурсы вообще не подчинять единой идее, а каждый рассматривать как самостоятельный.
Мажордомом нашего праздника стал Светофор Светофорович Светофоров. На груди - картонка с тремя глазами, на голове залихватский красный платок; желтая футболка и зеленые штаны дополняют антураж.
Дети сгрудились на диване в ожидании чего-то необычайного, Светофор Светофорович торжественно объявляет, что сегодня любой может сдать экзамен и стать Юным водителем.
"Как это?" - немой вопрос.
"Просто!"
Для этого надо познакомиться с основами теории ПДД, т.е. знанием и пониманием дорожных знаков, разметки и жестов постового; и практикой, т.е. умением "водить".
Светофор Светофорович рассказывает, что дорожные знаки помогают машинам и пешеходам безопасно двигаться (1-е действие). По всем дорогам знаки одни и те же, водители и пешеходы знают и понимают их. Знаки всегда четкие, не похожие один на другой, чтобы не ошибиться, без лишних деталей или украшательств и подчинены своим правилам. Основные виды знаков -
* Предупреждающие знаки
* Знаки приоритета
* Запрещающие знаки
* Предписывающие знаки
* Информационно-указательные знаки, Знаки сервиса и Знаки дополнительной информации (таблички).
Также дети узнают простейшие правила разметки - вертикальной и горизонтальной.
Наглядность и простота объяснений достигаются благодаря развешанным по стене плакатам с изображением дорожных знаков и разметки
Светофор Светофорович не перегружает детей информацией, хотя наглядных пособий ему в помощь хватило бы на год обучения. Он не углубляется ни в одну из тем, только дает наметки. Действует по принципу: "Кто заинтересуется, тот узнает подробности сам".
Старшие спорят о том, правильно ли в Америке заменили графическое изображение знаков на слова. Младшие тем временем называют знакомые знаки, спрашивают о неизвестных ранее.
Минут 15 все идет без сучка без задоринки, но вот дети начинают терять интерес. Сразу же - разминка в Практике (2-е действие).
Дети встают друг за другом. В руках - воображаемый руль. Кто грузовик, кто гоночная машина, кто легковушка. "По желанию…" - объясняет правила игры Светофор Светофорович.
Он дает команду: "Поехали!". Дети гуськом скачут друг за другом, гудя, дрынча, завывая и подсвистывая.
Неожиданно команда: "Налево!!!". Отряд поворачивает налево, движение продолжается. Надо держать ухо востро. "Направо", "Кругом!" (дети вертятся вокруг своей оси), "Задний ход" (дети пятятся, как раки), "Обратно" (дети поворачиваются и "едут" в обратном направлении) - команды заставляют детей сосредоточиться и внимательно слушать.
Для этого конкурса необходимо большое пространство. Чтобы не было кучи-малы, мы разделили детей на две команды. Впереди поставили старших, ведущих и показывающих; особо амбициозных малышей, лезущих вперед, - замыкающими. Все довольны и нет обид.
Хихикают, поначалу не все получается, родители хохочут, более-менее синхронно, вот начинают буянить, самое время для следующего конкурса (3-е действие).
Дети опять на диване. Светофор Светофорович делит всю нашу возбужденную толпу на группы по трое и раздает каждой команде по 3 карточки с заданием. В этом конкурсе участвуют родители. Они пытаются отгадать, что дети показывают. В принципе, это хорошо известная с незапяматных времен (вспомните классику) игра в шарады. "Оживляем знаки".
* "Осторожно, утки на дороге". Один - машина (едет, перед утками тормозит), другие - утки (крякают и гуськом на корточках идут).
* "Разводной мост". Один лежит и "дрыгает ногами и руками", издавая "буль-буль-буль" - это река. Другие возвышаются над "рекой" лицом друг к другу и руками "разводят мост".
* "Автозаправка - 100 м". Один - машина, медленно двигается на карачках, а двое других "машину" толкают, высунув языки от натуги. (Может быть и "Автосервис - 100 м".)
* "Железнодорожный переезд со шлагбаумом". Один - шлагбаум, другой - поезд, третий - машина.
* "Платная автостоянка". Один - машина, другой - шлагбаум, третий - аппарат для оплаты.
Родители и дети чувствуют некое единение, Светофор Светофорович тут как тут. На ватманах, висящих на стене, команда детей и команда родителей рисуют "Машину мечты" (4-е действие). Цветными фломастерами каждый рисует определенную часть машины. С завязанными глазами.
Чтобы не было "А я хочу фары рисовать", "А я не хочу светофор рисовать" и т.д., Светофор Светофорович заранее договаривается с родителями, а детям раздаются опять же карточки с инструкциями - "Кузов", "Фары", "Передние колеса" и т.д.
Перед тем, как закрыть рисующему глаза, ему дают возможность рассмотреть рисунок и прицелиться. Светофор Светофорович следит за тем, чтобы художники не вышли за границы ватмана и не испортили обои.
Рисование детей увлекает, добавляем "Создание собственного знака" (5-е действие). Что-нибудь типа "Вход в лужу запрещен", "Овсозаправка лошадок - 300 м", "Осторожно, гвозди на дороге!", "Стоянка ракетолетов - 100 м", "Избушка на Курьих ножках - 2 км", "Дорожка для собак. Выгул кошек запрещен", "Дорога упирается в баобаб (тупик)". Все, что придумается.
Если дети не устали, можно сыграть в настольную игру "Как проехать по Москве", со старшими можно смастерить подобную самостоятельно. У нас была игра со знаками: карточки с изображением и названием дорожного знака и парные карточки-иллюстрации, как и где на улице применяется этот знак. Каждому нужно было найти в перемешанной стопке карточек свои пары (6-е действие).
Пролетело полтора часа. Малыши подустали, старшим надоело дурачиться.
Подводим итоги. Дети сдали экзамен на звание Юного водителя и получают грамоты. (Вот она, цель.)
Теперь не мешает подкрепиться. Стол накрыт. Зажигаются свечи, поется "С днем рождения тебя...". Все как полагается.
Поев, гости и маленький хозяин идут в детскую комнату, просто играют- балуются- ссорятся- мирятся- бесякаются. Потом идут гулять под присмотром пап, потом опять подкрепляются под присмотром мам, потом смотрят мультик и опять бесякаются-мирятся-ссорятся-балуются.
Взрослые усаживаются за стол, наполняют бокалы. Усталые, но довольные, мы подсчитываем, кто же у нас следующий именинник.
День рождения обретает второе дыхание. |