Вечер патриотической направленности
- сценарий -
В зале, где будет проходить вечер, можно вывесить изречения известных личностей:
Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом.
П. Аретино
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
В.Г. Белинский
Отчизна - это край, где пленница душа.
Ф. Вольтер
Отечества и дым нам сладок и приятен.
А.С. Грибоедов
Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда, бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство Родины!
Л.М. Леонов
Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир.
Д. Сантаяна
Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.
Сенека Младший
Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М.А. Шолохов
Национализм - детская болезнь, корь человечества.
Эйнштейн
Любовь к родине - первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон I
На родине у тебя и прошлое, и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее.
Гиршфельд
(На сцену выходит чтец и без всякого объявления читает Стихи о советском паспорте В.Маяковского. Когда он закончит чтение, на сцене появляется двое ведущих - парень и девушка)
ВЕДУЩИЙ. Постойте, что Вы тут такое говорите?
ЧТЕЦ. Как, Вы не знаете этого стихотворения Владимира Маяковского?
ВЕДУЩИЙ. Стихотворение знаем, но оно... как бы это сказать...
ВЕДУЩАЯ. Вы сами подумайте - ... гражданин Советского Союза. Нету ведь уже Советского Союза.
ВЕДУЩИЙ. Значит и завидовать уже некому.
ЧТЕЦ. Странные вы люди. Так говорите, будто бы, когда Маяковский писал эти стихи, весь мир умирал от зависти к его гражданству.
ВЕДУЩАЯ. Что Вы хотите этим сказать?
ЧТЕЦ. Да то, что стихи эти нельзя воспринимать с позиций социалистического реализма. Маяковский пророчествовал. Как Нострадамус. И многое из пророчеств поэта сбылось.
ВЕДУЩИЙ. Сбылось? Что, например?
ЧТЕЦ. Ну вот, хотя бы это:
С почтеньем
берут, например,
паспорта
с двухспальным
английским лёвою.
Или еще дальше:
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
ВЕДУЩАЯ. Вот это да! Впервые слышу такую необычную трактовку известных строк поэта.
ЧТЕЦ. А чему удивляться? Поэт хотел видеть свою страну могучей, процветающей державой, чтобы можно было в полный голос заявить на весь мир:
Читайте,
завидуйте,
я - гражданин...
ВЕДУЩИЙ. А ведь он прав. И это очень даже хорошо, что сегодняшний вечер мы начали с разговора о гордости за свое отечество. Я заранее выписал строки известных русских поэтов о родине, - не важно, большой или малой, - и теперь хочу их прочитать. А все присутствующие в зале пусть попытаются ответить, чьему перу они принадлежат. Итак,...
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви.
А. Блок
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.
С. Есенин
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой...
М. Лермонтов
Будь гражданин!
Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Н. Некрасов
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А. Пушкин
Примечание. Если организаторы вечера гордость за свою Родину не связывают с гордостью за Россию, они могут заменить те строки, которые посчитают нужным, на другие. Если организаторы вечера гордость за свою Родину не связывают с гордостью за Россию, они могут заменить те строки, которые посчитают нужным, на другие. Если организаторы вечера гордость за свою Родину не связывают с гордостью за Россию, они могут заменить те строки, которые посчитают нужным, на другие.
ВЕДУЩИЙ. А теперь пусть кто-нибудь из ребят продолжит.. А теперь пусть кто-нибудь из ребят продолжит.. А теперь пусть кто-нибудь из ребят продолжит.. А теперь пусть кто-нибудь из ребят продолжит.. А теперь пусть кто-нибудь из ребят продолжит.
(Учащиеся читают известные им стихи о родине. Это можно сделать в форме блиц-конкурса, победителям которого вручаются призы.
По окончании конкурса исполняется песня или стихи по тематике вечера.)
ВЕДУЩИЙ. В словаре С.И. Ожегова записано: Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Интересно, знают ли собравшиеся в этом зале, какими правами и обязанностями они обладают?
(Аудитория отвечает. Ведущие подводят итоги опроса. Затем...)
ВЕДУЩИЙ. Права и свободы личности - это общее достижение человеческой цивилизации. Многие народы внесли свой посильный вклад в их развитие. В этой связи следует особо отметить такие национальные акты, как английский Билль о правах 1689 года, американский Билль о правах 1789-1791г.г., французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 года, Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, провозглашенную в Советской России в 1918 году, и другие, оказавшие значительное влияние на развитие прав и свобод человека.
ВЕДУЩАЯ. Международное сотрудничество в области прав человека привело к принятию Генеральной Ассамблеей ООН ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Этот документ заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.
ВЕДУЩИЙ. Статья 1 декларации гласит: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
ВЕДУЩАЯ. Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
ВЕДУЩИЙ. Статья 12: Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию....
ВЕДУЩАЯ. Статья 13: Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
ВЕДУЩИЙ. Статья 19: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
ВЕДУЩАЯ. Статья 26: Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого....
ВЕДУЩИЙ. Статья 29: Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности....
ВЕДУЩАЯ. Декларация была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. За принятие декларации проголосовали 48 государств при восьми воздержавшихся. Советский Союз при голосовании воздержался.
ВЕДУЩИЙ. Не случайно в Декларации права гражданина не отделены от его обязанностей. Сухое слово - обязанности. Но за ним - подвиг во имя отечества, самопожертвование, примеров которого не счесть.
(Исполняется песня о подвиге во имя Родины. К этой теме обращаются многие авторы и исполнители. Среди них: Машина времени, ДДТ, Владимир Высоцкий, Игорь Тальков, Александр Розенбаум и др. Хорошо подобранные номера для данного вечера - первейшее условие создания соответствующей теме вечера атмосферы.) первейшее условие создания соответствующей теме вечера атмосферы.) - первейшее условие создания соответствующей теме вечера атмосферы.) первейшее условие создания соответствующей теме вечера атмосферы.) - первейшее условие создания соответствующей теме вечера атмосферы.)
ВЕДУЩИЙ. Осознание себя гражданином своей отчизны неотъемлемо от знания истории, культуры, традиций и обычаев своей Родины.
ВЕДУЩАЯ. Верно. И забвение уроков истории всегда чревато плачевными последствиями. Поэту А. Гафурову принадлежат строки: Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.
ВЕДУЩИЙ. Уроки истории - это всегда уроки гражданственности. Вот только мы - не всегда прилежные ученики.
(Ведущие или учитель истории проводят викторину по истории. От обыкновенного опроса учеников она должна отличаться интересно подобранными вопросами. Они должны относиться в большей мере к истории родного края.
Отличившимся в викторине вручаются призы.
Исполняется номер художественной самодеятельности по тематике вечера.)
ВЕДУЩАЯ. Много славных сынов взрастила и воспитала Родина. Рассказ о них мог бы продолжаться часами. Но мы расскажем только об одном из достойнейших граждан своего Отечества.
ВЕДУЩИЙ. А.Н. Радищев писал о нем: Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый.
ВЕДУЩАЯ. А.С. Пушкин в Отроке о нем писал так:
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря :
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!
ВЕДУЩИЙ. Ф.И. Тютчев говорил: Имя основателя и отца русской литературы и поэзии по праву принадлежит этому великому человеку. Натура по преимуществу практическая, он был рожден реформатором и основателем.
ВЕДУЩАЯ. Цитирование можно было бы продолжить. Но остановимся. Вы, конечно же, догадались, что речь идет о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Имя М.В. Ломоносова пользуется всенародной любовью и глубоким уважением как имя, составляющее в ряду других великих имен мировую славу русской науки и культуры.
ВЕДУЩИЙ. Напомним только некоторые страницы жизни великого гражданина, сына своего Отечества.
• Ответ: родился в 1711 году в крестьянской семье; -
• Ответ: в 1730 году уходит с обозом в Москву продолжать учение;
• Ответ: 1731 год: зачислен учеником в Московскую Славяно-греколатинскую академию;
• Ответ: 1734 год: обучается в Киево-Могилянской академии; - (наведите курсор)
• Ответ: 1735 год: в числе лучших двенадцати учеников отправлен в Петербургскую Академию наук;
• Ответ: 1736 год: в числе лучших трех учеников послан за границу для изучения горного дела. -
ВЕДУЩАЯ. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Его зачисляют в штат сотрудников Петербургской Академии наук адъюнктом физики. Но то, чем он занимается, выходит за рамки не только должности, но и одного направления в науке. В 1744 году он заканчивает работу над первым вариантом книги по ораторскому искусству Краткое руководство к Риторике. В 1745 пишет диссертацию О причине теплоты и холода, утверждается профессором химии Академии. Через три года Ломоносов формулирует всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения. После его длительных хлопот построена первая в России химическая лаборатория.
ВЕДУЩИЙ. Помимо научных трудов Ломоносов пишет трагедию Тамира и Селим, представленную при дворе. Выходит из печати сборник его стихов и прозы. Закончена первая мозаичная картина Ломоносова, в 1755 году он завершает работу над Российской грамматикой, составляет проект организации Московского университета.
ВЕДУЩАЯ. Трудно найти область, в которой Ломоносов не оставил бы свой значительный след: физика и химия, литература и искусство, горное и морское дело - вот далеко не полный перечень сфер приложения его сил, его таланта гения, самоотверженности патриота. Его ли судьба - не пример для подражания тем, кто сегодня вступает в самостоятельную жизнь.
(Исполняется стих М.В. Ломоносова Я знак бессмертия себе воздвигнул.)
Устами движет Бог: я с ним начну вещать.
Я тайности свои и небеса отверзу,
Свидения ума священного открою.
Я дело стану петь, несведомое прежним!
Ходить превыше звезд влечет меня охота.
И облаком нестись, презрев земную низкость.
ВЕДУЩИЙ. Мы говорили об истории и культуре, о правах и обязанностях в глобальном, общечеловеческом смысле этого слова. А еще есть права, а точнее сказать - правила и обязанности человека в быту. И они - не мелочь. Они характеризуют гражданина как личность, умеющую жить в обществе культурных людей. Эти правила не даются нам от рождения, они не закреплены ни в каких декларациях или хартиях. Они усваиваются людьми в повседневном общении, посредством постоянной работы над собой. Вы понимаете, о чем идет речь? Сейчас мы это проверим. Я буду ставить вас в ту или иную ситуацию, а вы, как люди культурные и воспитанные, найдете правильный выход из нее. Причем ситуации для парней и девушек будут чередоваться. Согласны? Тогда...
Ситуация 1.
Правила этикета требуют, чтобы мужчина пропускал свою спутницу вперед в дверях, на узкой дороге и т.п. А когда необходимо поступать прямо противоположным образом?
Ситуация 2.
Молодая девушка поднимается с сиденья автобуса и предлагает женщине средних лет: Садитесь, пожалуйста. Та обиженно отказывается: Сидите, сидите. Не такая уж я старая, чтобы мне место уступать.
Намерение - хорошее, поступок - вежливый, а в результате - обида.
Можно ли было этого избежать и как?
Ситуация 3.
Случилось так, что через 15-20 минут вас ждут друзья, у одного из которых день рожденья. Вас пригласили, а подарка нет. Как быть? Предлагаем несколько выходов из положения, выбирайте:
1. Забежать в первый попавшийся магазин, купить коробку конфет или лотерейные билеты.
2. Прийти без подарка, извиниться перед виновником торжества и сказать: Подарок за мной, а затем при случае вручить его.
3. Подарить хорошую книгу из личной библиотеки или какую-нибудь другую личную вещь, а себе потом ее приобрести.
Можете предложить свой вариант.
Ситуация 4.
• Ответ: Помочь (имеется в виду на кухне)? - спрашивают у хозяйки гости, точнее гостья. -
• Ответ: Спасибо, не надо, все в порядке, - отвечает одна. -
• Ответ: Если не трудно, протрите бокалы, вот салфетка, - говорит другая.
• Ответ: Там, в тазу, горячая вода. Только фартук возьмите, не то испачкаетесь, - беспокоится третья.
• Ответ: Ни в коем случае! И речи быть не может! - категорически возражает четвертая. -
А что бы вы ответили на такой вопрос?
Ситуация 5.
Вы попросили у знакомого взаймы денег, пообещав вернуть вскоре. Он дал вам просимую сумму, записав ее при вас в свой блокнот, и назвал конкретную дату возвращения денег.
Можно ли считать, что этими действиями человек проявил скаредность? Педантизм? Невоспитанность?
Как следует вам поступить, если в указанный срок вы не сможете вернуть долг?
Ситуация 6.
Светлана встретила в кафе старого школьного приятеля. Несколько лет они не виделись. Он, оказывается, в командировку приехал, завтра уже обратно. И вот зашел посидеть, поесть, отдохнуть. Устроились они за одним столиком и без устали вспоминали друзей и общих знакомых. Хороший получился вечер. Только в конце возникла неловкость: официант принес счет. Светлана выжидающе посидела, но, увидев, что ее знакомый выложил на стол половину суммы, добавила остальное. Простились сердечно, а на душе остался осадок. Не по-мужски это, - сказала она себе, - денег не жалко, но существуют все-таки приличия.
Права ли она?
Ситуация 7.
Объявили белый танец. Светлана решительно направилась к стройному и красивому парню, который весь вечер не отходил от своей миловидной партнерши (поговаривали, что это - его невеста).
- Белый танец! Прошу Вас!
Парень как-то неуверенно глянул на свою подругу и смущенно ответил, что не танцует. Наступило неловкое молчание.
Кто и какие допустил ошибки в этой ситуации?
КЛЮЧ К ВОПРОСАМ И ЗАДАНИЯМ.
1. Мужчине следует опередить спутницу, если на дороге возникла опасность или неудобство; при входе в зал ресторана или другое подобное место, где новый посетитель сразу привлекает к себе внимание; при выходе из транспорта; при входе в общественное место, где требуется предъявить билеты, особенно если спутница с ним не одна.
2. Если, уступая место, мы действительно хотим сделать доброе дело, а не привлечь внимание к своей вежливости, то афишировать этот акт особенно не стоит, тем более молодому человеку... Идеальный вариант - подняться и пройти вперед, словно собираясь выйти.
3. Наверное, в этой щекотливой ситуации можно избрать вариант ?3. Можно, конечно, купить и ординарную коробку конфет, и лотерейные билеты. Но лежит на этих подарках какой-то налет торопливости и равнодушия, особенно когда их преподносят близким людям.
4. Воспользоваться небольшой помощью близких людей или родственников незазорно для любой хозяйки. Однако демократизм этого правила не означает перевода гостей на полное самообслуживание. И, право же, кухонные хлопоты, мытье посуды и натирка полов не такая уж высокая цена за радость видеть дорогих и близких людей, собравшихся в вашем доме.
5. Человек, который дает взаймы деньги, вправе, конечно, оговорить сроки их возврата и сделать запись об одолженной сумме. Но демонстративность этих действий несколько бестактна, поскольку усиливает чувство зависимости... При невозможности вернуть деньги в указанный срок, надо, не дожидаясь напоминания, принести извинения и попросить отсрочки.
6. Женщина вправе рассчитывать на оплату развлечений и угощения со стороны мужчины, если она была приглашена им. В ситуации случайной встречи этикет не обязывает мужчину к этому, тем более что в подобных условиях не исключено и просто отсутствие необходимых средств.
7. Белый танец дает женщине право пригласить мужчину, но все же желательно, чтобы это был знакомый или партнер по предыдущим танцам. Приглашать совершенно незнакомого человека, да еще и пришедшего с постоянной партнершей, не рекомендуется. Однако, как бы ни сложились обстоятельства, мужчина никогда не должен отказывать пригласившей его женщине. Это неблагородно.
ВЕДУЩИЙ. Ну что ж, очень даже неплохо. Однако наш вечер подходит к концу.
ВЕДУЩАЯ. И нам остается от всей души пожелать вам, ребята, всегда и везде быть достойными гражданами своего Отечества. Всего вам доброго. До свидания. |