Сценарий № 870  | Дата: 05.01.2011, 17:24  | 
|---|
  [center]Светлое Христово воскресенье - праздничное представление в подготовительной группе/center] 
 
Подготовка: 
Воспитатели рассказывают детям о Рождении, Жизни, Распятии и Воскресении Христа. Объясняют значение Пасхи, рассказывают о народных традициях, связанных с этим праздником, показывают репродукции или слайды работ известных художников на темы Воскресения Христа. Для пасхальных яиц мамы заранее готовят сумочки, связанные крючком из разноцветных ниток. 
 
Оформление зала: 
Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия. 
 
Действующие лица: 
Дети, воспитатели, Музыкальный руководитель: 
 
Дети входят, свободно группируясь, парами. Мальчики провожают девочек на место, сами садятся напротив них. 
 
Ведущий (с низким поклоном): 
Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Начинается Святая Пасхальная неделя (Светлая седмица). Много интересного узнали мы о празднике Пасхи. Называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Скажите мне, дети, какое угощение готовят для пасхального стола? 
 
Дети: 
Сырная пасха, куличи, крашеные яйца. 
 
Ведущий: 
Этот день знаменит не только вкусным угощением. Богат он и обрядами. В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько copyright-by-праздник волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть, и веселиться красное солнышко. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскресе. Воистину Воскресе», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку». 
 
Музыкальный руководитель: 
Мы послушаем с вами сейчас церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор — русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент — голос человека. 
 
Дети слушают фрагмент концерта для хора «Вознесу Тя, Боже мой» Д. Бортнянского в грамзаписи (или другую духовную музыку на выбор музыкального руководителя). 
 
Музыкальный руководитель: 
В этот день в церквях звонили колокола. Звонили по-особому торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. 
Колокол дремавший 
Разбудил поля. 
Улыбнулась солнцу 
Сонная земля. 
Понеслись удары 
К синим небесам, 
Звонко раздается 
Голос по лесам. 
Скрылась за рекою 
Белая луна, 
Звонко побежала 
Резвая волна. 
Тихая долина 
Отгоняет сон, 
Где-то за дорогой 
Замирает звон. 
С. Есенин. 
 
Ведущий: 
Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод. 
 
Дети заводят хоровод. Читают. 
 
1-й ребенок: 
Синички — сестрички, 
Чечетки — тетки, 
Кулички — мужички, 
Скворцы — молодцы, 
Из-за моря к нам летите, 
Весну красную несите! 
С шелковой травой, 
С жемчужной росой, 
С теплым солнышком, 
С пшеничным зернышком! 
 
2-й ребенок: 
Веема, весна, на чем пришла? 
На сохе, на бороне, на чужой стороне. 
Мужички, старички, вы тащите сошнички, 
А бабушки — по копеечке. 
 
Исполняют «Песенку-закличку». 
 
3-й ребенок: 
Солнышко катилось по западу, 
Красное катилось по темному. 
Светел месяц на востоке, 
Он светит, не померкнет… 
Ночь прошла, темноту увела. 
Замолчал сверчок, запел петушок. 
Полежала немножко… 
Распахнула окошко: 
Здравствуй, солнышко-колоколнышко! 
 
Исполняют песню «Весняночка». 
 
4-й ребенок: 
Гори, солнце, ярче, 
Лето будет жарче 
И зима — теплее, 
а весна — милее! 
В лесу вырастут грибы, 
В огороде — бобы, 
В поле — рожь и ячмень, 
В саду — зелен хмель. 
 
5-й ребенок: 
Весна, весна красная! 
Приди, весна, с радостью, 
С радостью, с радостью, 
С великою милостью: 
Со льном высоким, 
С корнем глубоким, 
С хлебами обильными! 
 
Исполняется пляска под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка». 
 
Описание движений: 
Дети стоят парами по кругу, руки — лодочкой. 
Такты 1—2. Простая «гармошка» (носочки-пяточки 2 раза). 
Такты 3—4. Шаг в круг с притопом. Шаг обратно с притопом. 
Такты 5—6. Повторение движений 1—2-го тактов. 
Такты 7—8. Повторение движений 3—4-го тактов. 
Такт 9. Дети берутся за руки (правыми руками), делают шаг навстречу друг другу, на вторую четверть приставляют левую ногу к правой. 
Такт 10. Тем же шагом с левой ноги возвращаются в и. п. 
Такты 11—12. Кружатся на месте на шаге. 
Такты 13—14. Повторение движений 9—10-го тактов. 
Такты 15—16. Переход к другому партнеру (переходят девочки). Новые пары кланяются. Пляска исполняется 2—3 раза. 
 
Проводится игра «Венок» (или другая, по выбору музыкального руководителя). Дети садятся на места. Девочки-солистки исполняют народную песню «Ой, есть в лесу калина». 
 
Ведущий: 
Эй, парнишки и девчушки, 
Не хотите ль спеть частушки? 
Для друзей и для гостей 
Запевайте веселей! 
 
Дети поют полюбившиеся частушки. 
 
Мальчик: 
Эх, шире круг, 
Рукавички с рук. 
Моя правая нога 
Захотела трепака. 
Пошел плясать, 
Свою барыню казатъ. 
Вот он, вот она, 
Вот и барыня моя! 
 
Ведущий: 
Приглашаю вас на веселый перепляс. А ну, добры молодцы, красны девицы, постарайтесь, свое умение покажите! 
 
Перепляс с использованием русских плясовых движений. Исполняют группа девочек и группа мальчиков под грамзапись. 
 
Ведущий: 
Меня тоже в свой круг возьмите! Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Читает считалку, выбирает козлика). 
Шла гора по мостику 
И виляла хвостиком. 
Зацепилась за перила, 
Прямо в речку угодила, 
Кто не верит — это он, 
Выходи из круга вон! 
 
Проводится игра «Бабушкин козлик» или другая народная игра (по выбору музыкального руководителя). 
 
Ведущий: 
Хорошо плясали, хорошо играли, пора и за работу приниматься. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. Яйцо — символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. В Священном Писании сказано, что на Пасху Мария Магдалина, которая была в числе учеников Христа, подарила римскому императору Тиберию яйцо — символ вечной жизни. Это яйцо было красного цвета — цвета крови Христа, на нем была надпись «Христос Воскрес». Это означает, что Христос своим Воскресением и победой над Смертью подарил людям жизнь вечную в Боге. Когда-то в древности бытовала такая народная легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил любовь-Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился».  
(Повторяет с детьми символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца). 
Сосна — долголетие и здоровье. 
Звезда — нравственная чистота, человеколюбие. 
Петушиный гребень — защита от нечисти. 
Дубовый лист — гармония. 
Солнце или меленка — к урожаю. 
Сорочьи лапки — символ сорока святых. 
 
Затем ведущий приглашает детей за столы. Дети расписывают деревянные яйца фломастерами или акварелью. Звучат русские народные песни «Среди долин», «Липа вековая» в грамзаписи. Когда работа завершена, дети кладут яйца в сумочки, с поклоном дарят их гостям и уходят из зала. |   |  
 
  |