Клуб Веселых и Находчивых: Все о подготовке и проведении 2
3.Соответствие теме. Если в игре задана тема, то оценка ставится в зависимости от того, следует ли команда условиям игры или же отступает от них.
4.Актерская игра. Актерские способности исполнителей придают общему выступлению особую яркость. Всегда приятнее смотреть на четко, отработанное представление, чем на набор шуток, произносимых вяло и невыразительно. Здесь оценивается яркая, талантливая игра участников команд, то, как они вживаются в образ, насколько уверенны и раскованны.
5.Качество постановки. Этот критерий оценки включает в себя многое: оценка работы руководителя команды, режиссера, танцевальной и музыкальной группы, художников, декораторов и гримеров. Сюда входит и общее впечатление от каждого конкурса. Если где;то был даже незначительный промах, то здесь он будет отмечен так, как и любая маленькая удача.
В играх опытных команд, кроме перечисленных конкурсов, оцениваются также:
–соблюдение регламента выступления;
–уровень сценической культуры;
–зрелищность;
–соблюдение морально;этических норм;
–умение работать с микрофонами;
–использование реквизита.
Как надо работать над выступлением
1)Подготовка к выступлению.
Первый выход команды на сцену. Необходимо сделать все для того, чтобы он был успешным. Пусть не все получится, пусть не будет первого места, но не должно быть и провала, ведь главное – это преодоление стеснительности ребят, страха перед сценой и зрителем, воодушевление от того, что тебя любят, тебя ждут, тебе рады.
Поэтому первое выступление должно происходить для знакомой, благожелательно настроенной аудитории и без жюри. Постепенно, в результате постоянной практической работы ребята привыкнут к сцене, их уже не будут так пугать замечания жюри, молчание зрителей, некоторые неудачи. Чем больше выходов на сцену будет у ребят, тем увереннее и опытнее будет чувствовать себя команда. Причем играть можно не только в КВН, команде ведь нужно нарабатывать опыт, а для этого обязательно следует принимать участие во всех школьных и классных праздниках и мероприятиях.
Кроме того, для успешной работы команде нужно постоянно осознавать то, что с ней происходит, понимать свои успехи и неудачи, причины, по которым что;то не получилось, искать выход из сложных ситуаций. Поэтому руководитель команды должен четко организовывать процесс рефлексии игровой деятельности, подводить итоги каждой игры, анализировать каждый конкурс, разбирать на части каждую шутку, каждую удачу и каждую неудачу, находить их причины.
2)Репетиция.
При подготовке выступления, на репетиции все должно происходить в точности, как в игре. Полностью имитируйте на репетициях работу с микрофонами, с декорациями и примерными размерами сцены, чтобы потом не было сбоев в программе.
Особенно внимательно проверьте микрофоны. Если микрофон на шнуре, то на предварительной репетиции надо посмотреть длину шнура, хватит ли его для всех необходимых по сценарию передвижений по сцене. Если используется бесшнуровой радиомикрофон, то игроки должны тщательно изучить способы его включения и выключения. Если применяется микрофон на стойке, то важно тщательно отработать процесс снятия микрофона со стойки, если, конечно, это нужно (микрофон со стойкой можно оригинально использовать в игре, обыгрывая каким;либо образом). Кроме того, перед игрой нужно обязательно опробовать микрофоны на чувствительность, чтобы определить, как надо говорить: прямо в микрофон, близко подносить его к губам или на каком;то расстоянии.
Если же в школе микрофонов недостаточно, то на генеральной репетиции следует оговорить и распределить на каждый микрофон по несколько игроков.
На предварительных репетициях можно и нужно изменять сценарий, убирать лишнее, добавлять новый, спонтанно возникший материал.
На первой репетиции читаются роли, на последующих – отрабатывается сценическое действие. Позже вводятся костюмы и реквизит, если нужно, то и фонограммы. Дальнейшие репетиции проходят с использованием всего того, что будет на игре. Это значит, что команда должна тщательно отрепетировать каждый момент, чтобы в игре не было никаких неожиданностей, ведь КВН – это живая игра, где каждый игрок должен чувствовать себя непринужденно, точно знать, когда и что сказать, где и что стоит. Только тогда игра будет организованной и гармоничной.
3)Работа над сценарием.
Главное в каждом конкурсе – это краткость, меткость шутки, юмор и веселье.
Теперь разделим каждый конкурс на части и посмотрим, что же надо делать, чтобы выступление получилось удачным.
Каждое выступление состоит из реприз – текстовых шуток. При этом шутка должна быть оригинальной и актуальной, интересной и близкой слушателям.
Шутки придумывать довольно сложно. Дело в том, что старые, известные шутки, анекдоты не подойдут, поскольку команда сразу начнет проигрывать в глазах зрителя. Поэтому шутки следует придумывать самим, проще всего – коллективно. Для этого группе учеников необходимо выбрать обширную тему (чтобы потом посредством этой темы объединить все репризы в одно целое); каждый ученик кладет перед собой лист бумаги и записывает на нем так называемые подачи – вопросы или утверждения, на которые следует ответить или продолжить. Здесь главное, чтобы «подачи» были неожиданными (например: Кто приручил ежика? На самом деле рекламу придумали в нашей школе и т.д.), потому что обычные, всем привычные вопросы и утверждения не вызовут оригинальных и смешных мыслей, а следовательно, продолжений реприз.
После того как ребята напишут 10–15 «подач», они меняются листами. Каждый из учеников придумывает продолжение реприз – «добивки», которые первыми приходят в голову. Это продолжается до тех пор, пока каждый лист не обойдет весь круг сценаристов. Затем всё зачитывают и корректируют.
После этого отбираются самые лучшие шутки. Не бойтесь обидеть учеников, не раздумывая, вычеркивайте те шутки, которые кажутся вам надуманными и несмешными. Здесь особенно важна вторая часть шутки – «добивка», поскольку в ней сосредоточена соль шутки, вложено самое яркое и смешное из того, что удалось создать сценаристам. Именно после «добивки» в зале либо грянет смех, либо зрители поразят вас своим молчанием. Поэтому, повторим еще раз, особенное значение следует придать второй части репризы, ее содержанию и произнесению.
Проверьте, все ли репризы понятны школьникам, если какие;то из них непонятны, то их сразу надо выбросить, поскольку шутки, которые не понимаешь сам, подаешь неестественно, наигранно. При этом шутка должна быть не просто понятной, а понятной мгновенно, ведь если зритель будет 5минут «догонять», о чем говорилось в шутке, то он не услышит ничего остального.
При отборе шуток для игры сразу же следует отбрасывать хотя бы малейший намек на пошлость, секс не должен интересовать школьника, поэтому и шутки в этом отношении неуместны. Политика – это тоже не тема для шуток, гораздо лучше со школьной сцены будут звучать шутки именно о школьной жизни учеников. Источником для реприз может быть реклама, популярные песни, кинофильмы, материал внутришкольных событий, события в мире спорта, моды. Только здесь надо учесть такой фактор, как срок годности. Ведь фильмы и песни через полгода после выхода уже не столь популярны, а переставшая крутиться по телевизору реклама и вовсе забывается. Следовательно, шутки
теряют свою актуальность.
Если таким образом работать около получаса, то можно насобирать богатый материал даже не для одного, а для нескольких конкурсов.
После этого следует распределить все репризы по конкурсам. Каждое выступление должно быть выдержано в определенном ритме, поскольку зрителю очень сложно воспринять выступление с резкими изменениями темпа и стиля. При этом каждые 15 секунд необходимо произносить очередную репризу.
Оставшиеся шутки, которые не подошли по теме или ритму ни к какому конкурсу, помещаются в копилку команды. Материалы копилки непрерывно расширяются за счет постоянного поиска новых шуток и идей. Конечно же, не все шутки подходят к предложенной теме игры, и здесь есть два выхода: либо шутка откладывается про запас, либо предлагаются варианты ее введения в сценарий.
4)Работа над определенной темой.
Работа литературной группы усложняется, если игра КВН ограничена какой;то определенной темой. В этом случае все шутки тоже должны быть на одну тему.
Как же построить работу над созданием шутки? Лучшего всего делать это следующим образом:
–записать слова, каким;либо образом связанные с заданной темой и входящие в тематическую группу. Например, тема «8 Марта», в тематическую группу будут входить слова: женщины, красавицы, подарки, тюльпаны, мимозы, любовь, весна и т.д.;
–придумать ассоциативный ряд – к каждому слову тематической группы записываются все приходящие в голову ассоциации;
–создать репризы: сначала записываются «подачи», потом – «добивки».
Далее идет работа над вписанием созданных шуток в сценарий. Здесь все шутки можно разбить на несколько групп: песня – небольшое вокальное исполнение шуточной песни; обыгрывание нескольких слов, имеющих один корень или просто похожих по звучанию; использование антонимов – слов, противоположных по значению словам из тематической группы, причем можно придумать свои собственные слова – неологизмы; слова связываются с названиями кинофильмов, с какими;либо сказочными персонажами или историческими лицами, только не надо никаких пародий на политиков.
5)Работа над ошибками.
Вот, кажется, сценарий и готов. Но что;то в нем не вяжется: то он слишком длинный, то слишком много связующего текста, а шуток недостаточно, то, наоборот, перечень шуток ничем не связывается и т.д. Тут есть над чем поработать. Рассмотрим все основные недочеты сценария и попробуем дать советы, как их исправить.
Если текст конкурса очень объемный и не вмещается в отведенное время, значит, следует сократить объем за счет лишних реплик. При этом одному человеку не нужно давать много связующего текста, лучше разделить по репликам между несколькими исполнителями.
Если в сценарии слишком много связующего текста, а шуток слишком мало, значит, следует выбрать новые шутки из копилки и дополнить текст, убрав лишние слова из связующих звеньев.
Если сценарий состоит из сплошных шуток, не связанных между собой, то необходимо поработать над связующим текстом, попытаться логически соединить текст в одно целое. Шутки, которые не будут умещаться в связный сценарий, надо исключить и отправить в копилку, чтобы использовать в следующий раз.
Иногда вроде бы смешные шутки почему;то в общем сценарии «теряются» и не кажутся такими смешными. Это случается, если шутки неверно оформлены, слишком длинны и громоздки по структуре или же для того, чтобы их понять, требуется время.
В этом случае шутки следует переработать, сократить, изменить порядок слов, разбить длинные фразы на короткие реплики или же изменить некоторые формулировки, чтобы найти лучший вариант звучания шутки.
Если сценарий наполнен общеизвестными шутками, старыми шутками «с бородой» или пошлыми, сальными шутками, нелицеприятными пародиями, то такой материал необходимо немедленно исключить из сценария, иначе он испортит всю игру.
6)Работа над устной речью.
Участники КВН должны владеть правильной, красивой, грамотной речью, соответствующей всем нормам русского литературного языка. Для этого надо обратить внимание на следующие основные моменты:
Средства выразительности устной речи. Основной тон высказывания – одно из главных звуковых средств эмоционально;смысловой выразительности, с помощью которого игрок передает свое отношение к тому, о чем он говорит. Хорошо известно, что одно и то же можно сказать разным тоном, выразив тем самым разное отношение к сказанному и вызвав соответствующую реакцию слушателей.
Чтобы найти нужный тон, необходимо осознать задачу высказывания, его цель, определить его основную мысль. Не менее важно «взять» нужный тон. Если выступающий насмешливо относится к поступкам людей, о которых он говорит, зрители должны почувствовать это по тону.
Логическое ударение, так же как и паузы,– важное средство смысловой и эмоциональной выразительности слова.
При этом под паузами понимаются те звуковые остановки, которые говорящий делает преднамеренно, чтобы лучше донести до слушателя логическое и эмоциональное содержание высказывания.
С помощью пауз выделяются части высказывания, какая;либо мысль, подчеркивается отношение автора к высказываемому и значение того, о чем будет или уже было сказано.
Темп–не менее важное средство интонационно;звуковой выразительности речи. Хорошо известно, что и слишком быстрый темп (скороговорка), и слишком медленный темп речи – одинаково опасные враги рассказчика и докладчика.
Выбор темпа определяется содержанием, основным замыслом, назначением высказывания, условиями общения.
Громкость, с какой произносится высказывание, также имеет существенное значение для восприятия излагаемого.
Рефлексия и анализ выступления команды
Рефлексия и анализ игры – это обязательная часть игры в КВН. Только анализируя свои успехи и находя причины ошибок, можно оттачивать свое мастерство и учиться с каждым разом играть все лучше и лучше. Поэтому очень важно рассмотреть все конкурсы, разложить по полочкам каждую шутку, отметить, что у команды получилось хорошо и почему. Затем разобрать все неудачи и найти причину каждой из них. Это своеобразная работа над ошибками, целью которой является недопущение таких ошибок в будущем. Проводить анализ необходимо в дружеском тоне, не надо искать виновных в неудачах, здесь главное – найти решение, как избежать повторения ошибки в последующих играх. Поэтому целесообразно выслушивать мнение не только игроков, но и болельщиков, членов жюри, ведущего, присутствовавших на игре педагогов.
В первую очередь нужно проанализировать шутки. Сначала рассматриваются удачные шутки и выясняются причины успеха. Эти причины следует записать и отправить в копилку, чтобы ориентироваться на них при подготовке сценария для следующей игры.
После этого надо перейти к шуткам, которые почему;то не вызвали ожидаемой реакции зала, и выяснить причины неудачи.
Затем необходимо проанализировать реакцию зала: какую поддержку оказали свои болельщики, смогла ли команда заставить смеяться чужих болельщиков.
Далее анализируются полуэкспромтные конкурсы: разминка и капитанский конкурс. Здесь отмечается умение команды объединяться, выходить из неожиданных ситуаций, импровизировать.
Нужно помнить, что анализировать игру можно только на следующий день после выступления, но ни в коем случае не сразу же после него, поскольку разбушевавшиеся эмоции будут мешать объективной оценке своего выступления, а на следующий день эмоции улягутся, участники станут спокойнее воспринимать игру.
Самые распространенные ошибки, над которыми следует работать
1.Слишком длинный, затянутый сценарий или, напротив, слишком насыщенный шутками текст, а также использование устаревших, неоригинальных шуток, сальных шуток или оскорбительных пародий, политических реприз (об этом уже говорилось). Такие ошибки следует устранять еще на уровне сценария.
2.На сцене слишком много народу, у которого нет текста. Это удивляет зрителей и жюри. Необходимо или убрать лишних участников со сцены, или занять их чем;то.
3.Недостаточно отрепетированный сценарий. Редко какой школьник может блестяще импровизировать на ходу. Даже великолепная шутка может потеряться, если ее плохо произнести. Неслучайно часто побеждает не тот, у кого лучше сценарий, а тот, кто лучше его отрепетировал. К этой группе ошибок относятся и стеснительность, зажатость, неумение держаться на сцене, а также излишняя эмоциональность и раскованность, нарочитая артистичность.
4.Текст, идущий мимо микрофона. Если зрители плохо слышат – они перестают слушать, а это уже заведомая неудача.
5.Нельзя говорить, пока зал смеется. Актеры не обращают внимания на зрительный зал. Они произносят шутки, а зрители их не слышат, потому что еще смеются над предыдущими шутками. В результате блестящая шутка, которая могла принести дополнительные баллы, прошла незамеченной. Поэтому необходимо дождаться тишины и лишь затем продолжать.
6.Замешательство при технических заминках. Игроки всегда должны быть готовы к тому, что в игре возможно все: фонограмма не включилась вовремя, кто;то забыл или перепутал слова, внезапно возникла незапланированная пауза. Нужно уметь с блеском выходить из такой ситуации. За находчивость можно получить дополнительные баллы. |