Похвала им от всей земли
- сценарий -
Действующие лица
1-й, 2-й, 3-й и 4-й рассказчики
Три мальчика в костюмах русских воинов
Гонец
Минин
Пожарский
Четыре девочки-чтицы
1-й и 2-й нижегородские купцы
Крестьянский мальчик
Три горожанки
Дети-чтецы
Хор исполняет песню "Русь называют святою" (архидиакона Романа (Тамберга). На экран проецируются слайды с изображением пейзажей и ландшафтов России.
Русь называют святою
Русь называют святою.
Поле, да лес, да вода.
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам
Закат багряной полосою.
И над российскою землею
Свет тихой славы воссиял.
Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный.
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.
Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла…
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло
И чудом всю в себя вместило
Небес закатную красу.
А над потоками туман,
Как дым курится над водою.
И между небом и землею
В знак примиренья – белый храм.
Там в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И, светлым облаком покрыта,
Россия все-таки жива.
Взыграй же, Русская Земля,
Взыграйте рощи и долины.
И в поле каждая былина –
Святая родина моя.
1-й рассказчик
Случались на земле Русской всякие времена. И такие лютые бывали, что люди не чаяли впредь спасения себе. Вся земля Русская пуста становилась, и называли старики то время лихолетьем.
2-й рассказчик
Но гласит старинная пословица: "Сколько ночи ни длиться – заря наступит". Так было и на Руси в Смутное время.
Выходят мальчики в костюмах русских воинов и читают стихи великого князя Константина Романова о патриархе Ермогене.
1-й мальчик в костюме русского воина
Буря житейские волны нагнала,
Смута везде, мятежи и разбой,
Русь зашаталася, Русь застонала,
Слезы и кровь полилися рекой.
2-й мальчик в костюме русского воина
Два самозванца тогда появились:
Гришка Отрепьев и тушинский Вор;
Гордо поляки над Русью глумились, –
Был тем глумленьям широкий простор.
3-й мальчик в костюме русского воина
Точно в кошмаре каком задыхаясь,
Русь ослабела, порушивши "крепи".
В вере святой православной шатаясь,
Скорбно оделася в польские цепи.
1-й мальчик в костюме русского воина
В это столь мрачное Смутное время
Час для России последний пробил,
Кто же вдруг свергнул с ней польское бремя,
Кто ей свободу опять возвратил?..
2-й мальчик в костюме русского воина
Страж Православия, Божий служитель,
Сам
патриарх Русь святую спасал;
Русских исконных начал охранитель
Твёрдо за царский престол он стоял.
3-й мальчик в костюме русского воина
Видел святитель беду Богом данную,
Горько скорбел и болел за народ,
Звал всех бороться за Русь православную,
Смело идти на поляков в поход…
1-й рассказчик
В лихие годы польского нашествия на Русь в 1612 году всенародный отпор врагу возглавил святой вождь земли Русской – Патриарх Ермоген. Из Москвы патриарх рассылал во все концы Руси грамоты с призывом объединиться против захватчиков.
2-й рассказчик
И скакали гонцы в разные города. Был послан один из них и в город Нижний Новгород.
3-й рассказчик
В Нижнем Новгороде посадскому человеку Кузьме Захаровичу Минину было видение…
На сцене появляется Минин.
Минин
Разоренная земля, сожженные города и селения. Плач стоит над Русью. Но начинает колебаться земля, из нее встают воины. Их собирается великое множество. И путь этих воинов лежит на Москву…
4-й рассказчик
В середине сентября 1611 года посадские люди Нижнего Новгорода – купцы, ремесленники и другие избрали Кузьму Минина земским старостой.
К земскому старосте Кузьме Минину и скакал гонец из Москвы.
Появляется патриарший гонец.
Дети читают по ролям фрагменты стихотворения Е. Санина "Гонец".
Гонец
Не бывать Руси под ляхом,
Кто сказал, что нам конец?
Мальчик в костюме русского воина
Днем – лесами, ночью – шляхом
Скачет из Москвы гонец.
Повторяет как молитву
Патриарха он слова…
Гонец
Грамотой поднять на битву,
Русь пока еще жива…
Вот и Нижний, слава Богу!
– Эй, прохожий, не дрожи,
К Минину Козьме дорогу
Знаешь?
Мальчик в костюме русского воина
Знаю.
Гонец
Покажи!
Мальчик в костюме русского воина
И с груди срывая махом
Грамоту, сказал гонец…
Гонец
Не бывать Руси под ляхом,
Кто сказал, что нам конец?
1-й рассказчик
Прочитав грамоту от патриарха, обратился Минин к народу.
Минин
Видно должен ныне я высказать вам, о чем мысли мои, о чем болит душа.
Сограждане! Земля наша разорена врагами, многие города в запустении прочие в смятении. То там, то здесь появляются злодеи, называющие себя детьми роду Царского. Люди не знают, кому верить.
Царствующим городом Москвой завладели латиняне.
Многие люди посечены и попленены, невозможно рассказать о всех их бедах. Мы же здесь, как будто и нет ничего: нимало о том не беспокоимся.
Граждане! Внемлите словам моим. Великое это дело! И если Бог поможет, а вы преуспеете в спасении Руси нашей матушки, то стяжаете себе славу вечную и похвалу от всей Земли.
Станем все, как один, на защиту Отечества! Не пощадим не только своего состояния, но и жизни!
И я уверен, что по почину нашему многие города тоже встанут.
И тогда никакой враг не совладеет с общей силой народа!
1-й мальчик в костюме русского воина
Готовы мы идти против поляков, только нужно нам избрать воеводу.
2-й мальчик в костюме русского воина
Отправимся в вотчину князя Дмитрия Пожарского, будем просить его встать во главе нашего войска.
Воины во главе с Мининым идут на поклон к князю Дмитрию Пожарскому.
3-й мальчик в костюме русского воина
Славный князь Дмитрий,
С прежних сражений
Раны еще не зажили твои…
Все ж-таки просим:
Возглавь ополченье,
Новые ждут нас с врагами бои…
Пожарский
В душу народную искра запала,
Сердце на подвиг великий зажгла, –
Русь приободрилась, быстро восстала.
Смело сражаться с врагами пошла.
Вижу, что родина нам присылает
Воинов славных из всех городов
Рад ополченье я ваше возглавить,
Биться за Русь я до смерти готов.
1-й рассказчик
В марте 1612 года Пожарский и Минин перешли из Новгорода в Ярославль, чтобы не дать полякам захватить его и преградить путь на Москву.
2-й рассказчик
Сюда, к князю Пожарскому была прислана из Казани чудотворная икона Богородицы. Найдена была эта икона девочкой Матроной.
На экран проецируется изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
3-й рассказчик
Великой Божьей Матери иконе
С Спасителем-Младенцем на руках,
На пепелище посланной Матроне,
Дано спасать святую Русь в веках.
4-й рассказчик
Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.
На сцену выходят девочки в платочках и русских сарафанах.
1-я девочка-чтица
Перед святой иконой
Столько молилось людей!
Клали земные поклоны,
Что-то шептали ей,
Просили ее с надеждой:
– Спаси, сохрани, научи, –
И лик ее кроткий и нежный
Любви озаряли лучи.
2-я девочка-чтица
И тех, кто пред ней стояли
И руки тянули с мольбой,
Она утешала в печалях,
Смягчала страданья и боль…
Т. Шорыгина
3-я девочка-чтица
Льются распевы канонные,
Слышится чтенье акафиста, –
Мы пред Твоею иконою:
Радуйся, радостей Радосте!
4-я девочка-чтица
Ты утешенье и помощь нам
В немощах наших и слабостях.
Всем Твои милости помнящим, –
Радуйся, радостей Радосте!
1-я девочка-чтица
Ты отведи силу вражию
И сохрани нас от напастей,
Буди Заступницей нашею, –
Радуйся, радостей Радосте!
2-я девочка-чтица
Будь всем щитом и опорою,
Кто о спасении ратует,
Скрой под Своим омофором нас, –
Радуйся, радостей Радосте!
М. Жукова
1-й рассказчик
В Ярославль продолжали тянуться из разных мест отряды ополченцев. Это были изголодавшиеся, исстрадавшиеся, оборванные люди.
2-й рассказчик
Минин сам следил, чтобы приходящих хорошо принимали, снабжали их деньгами, одеждой и оружием.
Минин ведет диалог с воинами-ополченцами.
Минин
Витязи былинные,
Издалека ль вы?
1-й мальчик-воин
Мы из под Казани…
2-й мальчик-воин
Из Рязани мы…
Минин
Становитесь, братцы,
Лагерем пока,
Отогрейтесь, братцы,
Здесь у костерка.
На сцену по очереди выходят горожане, которые принесли еды для воинов или пришли отдать свои сбережения в общую казну.
1-й нижегородский купец
Я для ополченья
Вам муки привез…
2-й нижегородский купец
Я – лошадкам сено,
А еще овес.
Две горожанки
Можем мы увидеть
Батюшку Косьму?
Принесли мы денег
В общую казну.
Крестьянский мальчик
Лыковые лапти
С дедом мы сплели,
Чтоб с врагами драться
В них бойцы пошли
Богатая горожанка
Нечего одеждам
В сундуках лежать
Вам хочу отдать их,
Войско снаряжать.
Минин раздает ополченцам оружие (мечи, щиты, ружья-пищали).
Минин
Вот оружье, братцы,
Скоро в путь к Москве,
За Отчизну драться
С князем во главе.
Пожарский(обращаясь к народу)
В путь, славные воины земли Русской, надобно нам очистить Московское царство от врагов, восстановить порядок и мир на Руси.
Ополченцы идут в поход вслед за князем.
2-й рассказчик
20 августа ополчение подошло к разоренной и сожженной Москве. Захватчики, узнав об этом, сожгли город и заперлись в Кремле.
3-й рассказчик
Польский король Сигизмунд направил к Москве сильное подкрепление во главе с опытным воеводой – гетманом Ходкевичем.
4-й рассказчик
22 августа 1612 года войско гетмана переправилось через Москву-реку у Ново-Девичьего монастыря и двинулось на ополчение Минина и Пожарского. Начался бой.
1-й рассказчик
Противник ударил конными латниками. Из Кремля им на подмогу были высланы пешие отряды. Вместе они, как клещами, сжали ополченцев и начали теснить их. Воины Минина и Пожарского вступили в рукопашную.
2-й рассказчик
На помощь ополченцам кинулись казачьи атаманы, понимая, что только вместе, общим усилием можно одолеть врага. От вражды же между своими только пагуба творится и государству, и ратным.
3-й рассказчик
Удар свежих сил решил исход битвы. Иноземцы были отбиты и возвратились в свой стан.
4-й рассказчик
Пришедшие на помощь казачьи отряды больше не отставали от Пожарского и принимали участие в сражении 24 августа, исход которого предрешил исторический бросок в тыл врага отряда во главе с Мининым.
1-й рассказчик
На новую битву поляки не решились, и войско Ходкевича отступило от Москвы.
3-й рассказчик
22 октября воины ополчения Минина и Пожарского взяли Китай-город, а 24 октября вошли освободители в Московский Кремль с чудотворной Казанской иконой.
Дети в национальных костюмах и костюмах ополченцев выходят на сцену и читают приветственные стихи Москве. Среди чтецов могут быть и мальчики в воинских костюмах, и девочки в русских сарафанах.
1-й мальчик-чтец
Здравствуй, град перводержавный!
Здравствуй, матушка-Москва,
Нашей Руси православной
Золотая голова!
Над тобой сходились тучи.
Смерть держала нас в плену,
Но Бог русский, Бог могучий
За тебя, как в старину.
П. Вяземский
2-й мальчик-чтец
Близко… Сердце встрепенулось;
Ближе… ближе… Вот видна!
Вот открылась, развернулась,
Храмы блещут – вот она!
Хоть старушка, хоть седая,
А все пламенная;
Светозарная, святая,
Златоглавая, родная,
Белокаменная!
1-я девочка-чтица
Вот она! Давно ль из пепла?
А взгляните – какова!
Встала, выросла, окрепла
И по-прежнему жива!
И, пожаром тем жестоким,
Сладко память шевеля,
Вьется поясом широким
Вкруг высокого Кремля.
2-я девочка-чтица
И спокойный, величавый,
Бодрый сторож русской славы –
Кремль – и красен и велик.
Ярким куполом венчана,
Колокольня Иоанна
Движет медный свой язык;
Где кресты церквей далече
По воздушным ступеням
Идут в золоте навстречу
К светлым Божьим небесам;
Где за гранями твердыни,
За щитом крутой стены
Живы таинства святыни
И святыни старины.
1-й мальчик-чтец
Град старинный, град упорный,
Град, повитый красотой,
Град церковный, град соборный.
И державный, и святой!
1-я девочка-чтица
Он с веселым русским нравом,
Тяжкой стройности уставам
Непокорный вольно лег
И раскинулся, как мог.
2-й мальчик-чтец
Старым навыкам послушный,
Он с улыбкою радушной
Сквозь раствор своих ворот
Всех в объятия зовет.
2-я девочка-чтица
Много пожил он на свете
Помнит предков времена,
И в живом его привете
Русь родимая видна.
1-й мальчик-чтец
Долго ждал я все с тоскою,
Думой ныла голова.
Наконец ты предо мною,
Ненаглядная Москва!
Дух тобою разволнован,
Взор к красам твоим прикован…
Чу! Зовут в обратный путь!
Торопливого привета
Вот мой голос: многи лета
И жива и здрава будь!
2-й мальчик-чтец
Да хранят твои раскаты
Русской доблести следы!
Да блестят твои палаты!
Да цветут твои сады!
И одета благодатью
И любви, и тишины
И означена печатью
Незабвенной старины,
Без пятна, без укоризны,
Под наитием чудес,
Буди славою отчизны,
Буди радостью небес!
В. Бенедиктов
1-й рассказчик
Подходило к концу Смутное время. Вскоре был избран на русский престол царь Михаил Федорович Романов. В честь славного освобождения Москвы установил царь Михаил Федорович московское празднование Казанской иконе.
2-й рассказчик
А сын его Алексей Михайлович повелел отмечать 22-го октября – 4-го ноября по нынешнему нашему календарю – день праздника Казанской иконы во всех городах во все годы во благо всех народов нашей державы.
И все в России, как пишет летопись, "стали согласны и единодушны".
3-й рассказчик(обращаясь к зрителям в зале)
С праздником вас!
Дети-чтецы(хором)
С Днем народного единства!
Все участники праздника исполняют государственный гимн. |