Дерево дo небес
(моя родословная)
- сценарий детского праздника
Действующие лица: Прошлое.
Реквизит
ватман, на котором нарисовано дерево,
яблоки, вырезанные из цветной бумаги, с написанными на них заданиями,
фотографии детей, ножницы,
карандаши или фломастеры,
листы бумаги,
набор цветной бумаги,
листочки, на которых написаны «звания» родственников и степени их родства,
цветные пайетки,
мяч,
свиток, склеенный из листов, с печатью.
Составление генеалогического дерева способствует изучению ребенком истории своей семьи, воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, пробуждению желания стать достойными продолжателями своего рода. Составление родословной сплачивает семью.
В комнату входит папа, одетый в костюм Прошлого.
Прошлое: Я — Прошлое вашей семьи. То есть то, что уже прошло. Я храню те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда только-только познакомились, а потом поженились ваши мама и папа, когда вы, мои юные друзья, появились на свет... Своих предков нужно помнить, знать историю своего рода, уважать тех, кто жил до тебя, не забывать об их достижениях и делах. А что вы знаете о прошлых поколениях?
Дети рассказывают.
Прошлое: Много знаете про бабушек и про дедушек. Очень интересно. Сегодня мы с вами будем составлять родословную вашей семьи. Знаете, что такое родословная?
Дети отвечают.
Прошлое: Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.
Итак, наша родословная будет оформлена в виде дерева.
Прошлое крепит на стену ватман, на котором нарисовано дерево. К дереву приклеены яблоки из цветной бумаги, на обратной стороне яблок написаны задания.
Прошлое: Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево станет основой вашей семейной родословной?
Мама: Нет. Расскажи.
Прошлое: Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род. Начнем мы, конечно, с вас, дети. Сорвем яблоко, которое растет выше всех. Задание: приклейте на яблоки свои фотографии, подпишите фамилию, имя, отчество и дату рождения. Мы приклеим эти яблоки на самой верхушке дерева.
Дети вырезают свои портреты и приклеивают их на яблоки, а затем— на вершину «генеалогического дерева».
Прошлое: Под фотографиями обязательно нужно написать фамилию, имя, отчество и дату рождения. Кстати, знаете ли вы, почему ваши родители назвали вас именно так? Что означают ваши имена?
Дети рассказывают. Если они затрудняются ответить, за них рассказывает мама.
Прошлое: А теперь скажите мне, как зовут ваших родителей?
Дети называют.
Прошлое: А что вы можете рассказать о них? Может быть, вспомните какой-нибудь интересный случай, когда мама или папа вам очень помогли или, напротив, очень вас обидели?
Дети рассказывают о родителях. Прошлое «срывает» два яблока с ветки чуть пониже.
Прошлое: Портреты родителей я предлагаю вам нарисовать. А потом мы также подпишем их даты рождения и приклеим портреты на ветви нашего дерева.
После того как портреты готовы, их также приклеивают на яблоки, вырезанные из ватмана.
Прошлое: А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Веселая семейка».
Игра «Веселая семейка»
Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре .круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя членом семьи, которым он хотел бы стать, объясняя при этом, почему. Например: «Я выбираю роль мамы, так как она добрая». Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет любую из выбранных ролей (мамы, папы, дочки, сына, бабушки, дедушки и т. д.). Тот, кто услышал выбранную им роль, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другого члена семьи.
Задача водящего — успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.
Прошлое: Вы молодцы! Здорово играете! Но вернемся к истории нашей семьи. Вы — дети. Ваши мама и папа — это ваши родители. А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете?
Дети: Бабушки и дедушки.
Прошлое: Верно. Я расскажу вам стихотворение о них.
У бабушки и дедушки все время интересно: Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню, Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки, А после в огороде цветы сажаем с бабушкой. У бабушки и дедушки что хочешь, разрешается. Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся. А бабушка и дедушка на нас не обижаются, Они и не ругаются, а только улыбаются. Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться, Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться. А в воскресенье снова приехать в этот дом, Где бабушка нас встретит любимым пирогом.
Прошлое срывает яблоки с ветвей, расположенных еще Читает задание.
Прошлое: Задание: сравните ваших бабушек и дедушек с какими-нибудь цветами. Объясняю. Когда вы приезжаете в гости к бабушке, например, по маминой линии, видите ее добрые глаза, счастливую улыбку, слышите ее мягкий спокойный голос, какой цвет вы при этом можете представить? Дети: Желтый, красный, оранжевый... Прошлое: Теперь подумайте о дедушке. Вот он, серьезный, читает газету, вот смотрит любимую телепередачу, вот, задумавшись о чем-то, пьет крепкий чай. Какой цвет приходит на ум, когда вы думаете о дедушке? Дети: Синий, фиолетовый...
Прошлое: Также представьте бабушку и дедушку по папиной линии. Определились с цветами? Теперь возьмите листы цветной бумаги и нарисуйте на них силуэты бабушек и дедушек. Каждый силуэт на отдельном листе, выбрав тот цвет, на котором вы остановились.
Дети выполняют задание, затем приклеивают вырезанные силуэты на дерево, подписав дату рождения, фамилию, имя и отчество бабушек и дедушек.
Прошлое: Ответьте мне на один непростой вопрос: кем приходится ваш папа вашему дедушке?
Дети: Сыном.
Прошлое: Да, молодцы! А теперь, чтобы проверить, как вы разбираетесь в родственных связях, поиграем в игру.
Игра «Распутай цепочки родства»
Участникам игры выдаются листочки, на которых написаны «звание» и степень родства. Игроки должны расположить их по порядку и по принадлежности материнской или отцовской линии.
Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.
Прошлое: Ну вот, с родственными связями разобрались. А у ваших родителей есть братья или сестры? Их тоже нужно внести в родословную. Расположим их имена на тех же ветвях, что и имена ваших родителей. А стрелки от бабушек и дедушек проведем так же, как к вашим маме и папе. Ведь все они дети бабушек и дедушек.
Дети пишут фамилии, имена, отчества, даты рождении на яблоках, раскрашивают их.
Прошлое: А теперь давайте с вами вспомним, есть ли у ваших тетей и дядей дети. Кем они вам приходятся? Дети: Двоюродными братьями и сестрами.
Прошлое: Молодцы! Вы отлично стали распутывать родственные цепочки. Куда мы их запишем? Дети: Соединим стрелками их имена с именами тети и дяди. Прошлое: Умницы!!! Их портреты мы выложим из пайеток и приклеим на яблоки.
Из цветных пайеток дети составляют портреты — делают глаза, рот, нос, волосы. Подписывают их. Прошлое: Ребята, а попробуйте сейчас представить то время, когда у вас уже будет своя семья, свои мужья и жены, свои дети. Какой будет ваша семья? Дети рассказывают.
Прошлое: Следующая игра как раз поможет вам лучше представить ваше будущее.
Игра «Семья»
Для игры потребуется мяч. Он у водящего. Водящий придумывает вопрос. Например, сколько у тебя будет детей? Называя число, бросает мяч первому игроку. Если количество детей, названное водящим, игрока не устраивает, он отбивает мяч. Водящий называет другое число и снова бросает мяч. Если игрок поймал мяч, значит, он согласился с водящим. Другой вариант, когда вместо числа водящий произносит слово «семья», игрок, которому бросили мяч, должен поймать его и выбрать то количество будущих детей, которое ему бы хотелось иметь, Если же мяч не был пойман, то число снова определяет водящий. Затем водящий задает тот же вопрос следующему игроку и так далее.
Вопросы могут быть самыми разными: «Во сколько лет ты выйдешь замуж (женишься)?», «Кем будет работать твой муж (жена)?», «Сколько комнат будет в вашей I квартире?» и т. д. В ходе игры у каждого игрока будет составлена своя, часто забавная, история будущей семьи.
Прошлое: Вот мы с вами и дошли до третьего поколения. Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Прошлое: Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном».
Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево».
Далее дети записывают прабабушек и прадедушек. Если их имена и даты рождения точно неизвестны, то записывается только имеющаяся информация. Родители рассказывают детям то, что знают о своих бабушках и дедушках сами. Эту информацию можно просто записывать на яблоках, «растущих» на нижних ветвях дерева.
Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Чтобы детям было, интересно оформлять такой семейный документ, оформите его в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где.
Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.
Прошлое после того как дерево составлено: Вы — молодцы! Все правильно сделали и выполнили все мои задания. Я, Прошлое, хочу сказать вам, что у вашей семьи есть большое будущее. Вы не забыли своих предков и рассказы о них смогли занести в семейную летопись. Ее продолжат ваши дети, внуки, внуки ваших внуков и так далее. Пускай ваше будущее будет светлым! |