Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула
- сценарии праздника
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление. Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.
Материалы: Фишки-кружки с изображением колоска.
В: Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.
(Звучит фонограмма криков петухов).
В.(зазывая):
Ку-ка-ре — ку-ка-ре-ку,
Не лежите на боку!
Добры молодцы, вставайте,
Девки, косы заплетайте,
Пастушок, в рожок играй —
Новый день скорей встречай!
В: Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?
Д: Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.
В: Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?
Д: Вольга был знатный князь, а Микула — простой крестьянин.
В: Хорошо, так как же они такие разные встретились?
Д: Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.
В: Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот — победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)
В: Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?
Д: Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул. Так засеял он поле пшеницей и поехали они.
В: Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.
(Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).
В лес идёт — домой глядит, из лесу идёт — в лес глядит. (Топор).
Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).
Деревянная шея, железный клюв, стучит — тук, тук, тук. (Молоток).
Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).
В: Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?
(Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего — дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зёрнышко пшеницы.
Дятел отвечает: Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)
После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.
Д: Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.
В: Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.
Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». |