Путешествие по древней Руси. «Садко»
- сценарий детского праздника
Цель: Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Садко». Упражнять в пересказе былины с помощью «музыкальных» картинок. Закрепить в речи детей слова и выражения: гусли, гусляр, торжища, невод, торговый ряд, палаты белокаменные, Ильмень-озеро, Новгород. Упражнять в создании выразительных образов морских обитателей с помощью мимики, жестов, телодвижений. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам.
Материал: картинки с изображением музыкальных инструментов, аудиозапись оперы Римского-Корсакова «Садко», бумага, краски, кисти, пластилин.
Ход: Сегодня мы продолжим путешествие по былинам. Для того, чтобы попасть туда, прослушайте музыкальный отрывок и скажите, как называется это произведение. («Садко»).
В: Молодцы! Вы правильно отгадали название оперы. С её помощью мы оказались сейчас в Великом Новгороде, в былине про славного гусляра Садко. С чего же начинается эта былина?
Дети рассказывают. «В Великом Новгороде жил гусляр Садко. Он ходил по честным пирам, веселил купцов да бояр. Но однажды его перестали звать на пиры. Загрустил садко и пошёл Садко к Ильмень озеру, и стал играть там на гуслях».
В: А вот что случилось дальше с нашим героем, мы узнаем с помощью следующей музыкальной картинки.
(Дети слушают следующий отрывок из оперы).
В: О чём же поведала вам эта музыкальная картинка?
Дети рассказывают. «Как стал Садко играть, так взволновалось озеро и пошли волны. Из пены вышел царь Озёрный и, восхищаясь игрой Садко, решил отблагодарить его за прекрасную музыку. Садко всё сделал, что сказал царь: купил невод, бросил в озеро и вытащил три рыбины-золоты перья. Затем продал их купцам новгородским. И стал купцом богатым. Как стал Садко купцом, так скупил все товары новгородские и решил скупить их по всему свету. Построил корабль, набрал дружину и отправился в путь».
В: Ребята, давайте представим, что мы с Садко находимся на торжищах. Кругом слышен смех, звучат шутки, прибаутки. Каждый купец хочет продать свой товар поскорей да повыгодней, зазывает к себе покупателей.
Эй, народ, не зевай,
Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю,
Товар хвалю:
Ложка за трёшку,
Горшок за пятак,
Свистулька за рубль,
Щелбан за так!
(Дети пробуют «зазывать» покупателей).
В: Во время торгов ряженные и скоморохи веселили собравшийся народ. Звучали загадки, шутки, заклички, устраивались смешные конкурсы, например, «Кто кого переговорит». Давайте и мы с вами поучаствуем в таком конкурсе.
Конкурс чистоговорок.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!
Рыла свинья, вырыла полрыла.
От топота копыт пыль оп полю летит.
Летят три пичужки через три пусты избушки.
Курочка чистра-пестра, уточка с носка плоска.
В: Молодцы! Давайте вернёмся к былине «Садко». Мы остановились на том, что Садко с дружиной отправился в путь по морю. Их ожидали приключения и встреча с морскими обитателями.
(Звучит музыка из оперы, дети играют в игру «Море волнуется», в ходе которой создают образы морских обитателей).
Воспитатель предлагает детям продолжить прослушивание музыкальных картинок.
В: О чём вам говорит эта музыкальная картинка?
«Разыгралась буря на море, понял Садко, что морской царь требует дань. Попрощался он с дружиною, поплыл по морю на доске дубовой и вскоре оказался на дне моря-океана, в палатах царя морского. Морской царь приказал ему играть в гусли. Начал Садко играть, царь морской — плясать, стало море колыхаться — корабли топить.
Опечалился Садко, порвал струны. Морской царь в награду предлагал ему в жёны любую из своих дочерей. Садко отказывался, потому что ждала его в Новгороде невеста Любавушка. Просит он царя морского отпустить его с миром. Смилостивился царь морской — уснул Садко на дне морском, а проснулся в Новгороде в своих палатах.
Стал Садко по-прежнему по пирам ходить, на гуслях играть».
После рассказа детей воспитатель продолжает: То-то радости было во всём Новгороде. Начался пир да веселье, стали девушки да парни хороводы водить, песни петь. Давайте и мы с вами вспомним хоровод «На горе-то калина».
(Дети играют).
По окончании хоровода воспитатель предлагает отразить свои впечатления через изодеятельность. |