Внеклассное занятие об основах этикета
«Ты о людских пороках не кричи!»
Цели: 1. Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе, уважать других людей; учить доброму отношению друг к другу;
2. Повышать культурный уровень учащихся;
3. Пробуждать и укреплять у учащихся внимательное и бережное отношение к окружающим людям.
Оборудование: книги с басней И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», иллюстрации к этой басне.
Ход занятия:
Известный восточный поэт XIIIв. Саади прожил очень долгую жизнь и многое повидал на своем веку. Его стихи полны мудрости.
Дорогу правды сам найти старайся,
К ошибкам ближнего не придирайся
И о чужих пороках не кричи.
Сам на себя взгляни и замолчи…
Некоторые ребята очень любят поговорить о недостатках своих товарищей. Иногда заносчиво, насмешливо, хотя сами далеки от совершенства. И кто захочет с таким насмешником дружить? Недаром говорят в народе: «Скалозубы не бывают любы!»
Такому «разоблачителю» вряд ли поможет обиженный в трудную минуту!
На эту тему известный баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Зеркало и Обезьяна». Давайте прочитаем эту басню.
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборатиться?».
А вспомните-ка стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый Индюк». (Учитель читает стихотворение). Как этот Индюк высмеивает всех! А в результате – в гости к нему «так никто и не пришел – ни Корова, ни Собака, ни Хавронья, ни Осел!».
В старину наши предки строго следили, чтобы домашние не осуждали других людей, хозяевам рекомендовалось и от слуг того же требовать: «Слугам своим накажи не осуждать тех людей, у которых они были на людях, и что нехорошее видели – о том бы дома не сказывали. И о том, что случается дома, тоже бы людям не сказывали: с чем послан, о том и помни, а станут о чем ином спрашивать, не отвечай, и не знай, и не ведай того…» (Домострой. – М.: Сов. Россия, 1990 – с.149).
Для наших предков и нормы морали имели силу божественных заповедей: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерой мерите, такою и вам будут мерить.» (Библия. Ев. Мф 7,2.).
В старину, вообще боялись очернить человека, нанести «урон чести и славе» другого. В общении всегда нужно быть тактичным, а к себе в десять раз требовательным, чем к другим.
- Так что ж, теперь и замечание никому не сделай, на недостатки не укажи!?
- Замечания делать можно, но лучше наедине, а не прилюдно. А если какой-то неэтичный поступок обсуждается в коллективе, то сначала нужно отметить хорошие, добрые поступки этого человека, а затем указать на его недостатки. Этим вы смягчите его вину. Нужно всегда поступать в соответствии с золотым правилом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Одно дело – сделать замечание по поводу неэтичного поступка (тактично и уместно), другое – иметь привычку осуждать других, сплетничать или просто упражняться в остроумии по адресу робких, безответных ребят.
Вот такой совет Честерфилд давал своему сыну: «Ты должен тщательным образом скрывать свое презрение к человеку, каким бы справедливым оно не было, если не хочешь нажить в нем непримиримого врага…. Если ты наделен остроумием, то употреби его на то, чтобы понравиться, а не на то, чтобы кого-то обидеть». И далее отец сыну советует придерживаться проверенного опытом жизни библейского изречения: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». (Честерфилд. Письма сыну. // Воспитание школьников. – 1994. - №4 – с.40)
Поэт и переводчик Борис Заходер в стихотворении «Сова» тактично намекает:
Мудрейшая птица на свете – Сова!
Все слышит, но очень скупа на слова.
Чем больше услышит –
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!
Выучите, пожалуйста, наизусть эти мудрые стихи и вспоминайте их, когда вам захочется посудачить «о пороках ближнего своего». |