Разработка урока художественного труда начальной школе (1-й класс)
Тема: «Вырезывание из бумаги. Орнамент»
Разработка урока художественного труда начальной школе (1-й класс)
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление об орнаменте, о способе его получения путём вырезывания из бумаги.
1. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги и ленточные орнаменты.
2. Развивать фантазию и воображение, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать терпение и аккуратность.
4. Расширять кругозор.
Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала и практическая работа учеников)
Материалы и инструменты:
2 -3 полоски тонкой цветной бумаги и 1- 2 полоски картона одинакового размера; карандаш, ластик, линейка, ножницы, клей ПВА и различные кисточки.
Средства наглядности: плакаты со схемами сложения полосок бумаги для получения орнамента, образцы готовых изделий (орнаменты и закладки), книги с иллюстрациями и узорами
План урока:
1. Организационный момент (1-2 минуты)
2. Сообщение темы урока, его целей и задач (2 минуты)
3. Объяснение нового материала (10-15 минут)
4. Практическая работа учащихся
5. Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока
1). Организационный момент:
приветствие учащихся, подготовка их к работе, отметка отсутствующих.
2).Сообщение темы урока, его целей и задач:
Тема: Орнамент. В соответствии с ней необходимо будет уяснить суть понятия «орнамент» и его выполнения способом вырезывания из бумаги. Закрепление нового материала – изготовление закладки для книг. Работа требует от учеников максимум внимания, терпения и активности. Для этого понадобятся все известные инструменты, которые применяются в вырезывании узоров из бумаги, и соответственно, несколько полосок тонкой цветной бумаги и картона.
3). Объяснение нового материала:
Прежде чем приступить к работе, нужно разобрать понятие «орнамент».
«Орнамент» - самое распространенное композиционное построение; это многократное повторение изображения предметов.
Встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, графике.
Вырезки из бумаги используют для украшения интерьера, новогодних ёлок, помещений, сценических костюмов, альбомов и прочее.
Какие бывают жанры орнамента?:
- геометрический (квадраты, треугольники, овалы…)
- растительный (цветы, листики, растения)
- зооморфный (звери)
- орнитоморфный (птицы)
- антропоморфный (человек)
- мифологический
- каллиграфический (буквы, знаки)
(демонстрируются плакаты с различными видами орнаментов )
1. Принцип выполнения симметричного изображения путём вырезывания из бумаги:
Складывается белая или цветная тонкая бумага пополам (приложение 1). Затем с одной стороны наносится половинное изображение предмета или растения и вырезается по контурным линиям (демонстрируется принцип работы). Разворачивается вырезка и разглаживается.
2. Принцип выполнения орнамента из бумаги:
Полоска белой или цветной тонкой бумаги складывается несколько раз пополам, пока не получится заготовка нужного размера (приложение 2). С одной стороны наносится половинное изображение предмета и вырезается по контурным линиям (демонстрируется принцип работы). Разворачивается вырезка и проглаживается (желательно утюгом, чтобы исчезли линии сгибов).
Закладка выполняется аналогичным способом, только завершающим этапом будет приклеивание вырезки на полоску картона, заранее приготовленную такого же размера.
4). Практическая работа:
Для закрепления выше сказанного еще раз проговариваются этапы предстоящей работы вместе с учащимися.
!!! Правило: не отрезать и не отделять противоположные стороны заготовок, так как перемычка разорвется, и полоска распадется на отдельные элементы.
Затем учащиеся приступают непосредственно к выполнению задания.
5) Подведение итогов, домашнее задание:
В конце урока демонстрируются лучшие закладки, и может быть организована выставка изделий. |